Ферганская долина оставалась самым неспокойным регионом Центральной Азии с момента обретения пятью государствами региона независимости после распада Советского Союза в конце 1991 года. Территория долины, сопоставимая по площади с Белизом, разделена между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном и является домом для более чем 20 процентов всего населения Центральной Азии. Границы, проведенные в советское время, стали источником многочисленных проблем. Кроме того, Ферганская долина традиционно является глубоко религиозным районом, уже породившим одну из самых печально известных исламистских террористических группировок в регионе.
Недавно президенты трех стран провели историческую и давно назревшую встречу, чтобы обсудить пути снижения напряженности в Ферганской долине и совместные усилия по развитию ее богатого потенциала. Однако, учитывая недавнюю историю региона, перед тремя странами стоят серьезные вызовы.
31 марта в Центральной Азии произошло беспрецедентное событие: президенты Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана впервые собрались вместе в Ферганской долине, чтобы отметить долгожданные успехи и обсудить новую эру сотрудничества. Это может показаться незначительным, но отношения между тремя странами часто были турбулентными, и ранее было невозможно организовать встречу трех лидеров для обсуждения важных для них вопросов. История Ферганской долины с конца 1991 года свидетельствует об обостренных связях между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, даже перед лицом общих угроз. Именно эта история объясняет, почему встреча президента Кыргызстана Садыра Жапарова, президента Таджикистана Эмомали Рахмона и президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Худжанде 31 марта стала столь значимым событием.
Ферганская долина — самый плодородный район во всей Центральной Азии, и именно поэтому здесь расположены одни из древнейших поселений региона. Долина изобилует фруктами, овощами и пастбищами. Окруженная горами Тянь-Шаня на севере и востоке и Памиром на юге и юго-востоке, она щедро снабжается водой, что резко контрастирует с пустынной западной третью Центральной Азии. Оценки площади Ферганской долины разнятся, но большинство сходится на цифре около 22 000 квадратных километров, при общей площади Центральной Азии около 4 миллионов квадратных километров.
Ферганская долина также является богатейшим плавильным котлом народов Центральной Азии, численность которых сейчас составляет около 17 миллионов человек (из почти 80 миллионов общего населения региона). Основную часть жителей составляют титульные нации трех стран, разделяющих долину, но здесь также проживают дунгане, турки-месхетинцы, чеченцы, русские, афганцы и представители других народов Внутренней Азии. За последние 2500 лет греки, китайцы, арабы, монголы и другие империи оставили свой след в Ферганской долине. В настоящее время почти половина населения Кыргызстана проживает в долине или в окружающих ее горах, около 30 процентов населения Узбекистана и Таджикистана также живут в долине.
Ислам укоренился во многих районах Центральной Азии во время арабских завоеваний VII-VIII веков, но особенно сильно среди относительно многочисленного оседлого населения Ферганской долины. Сегодня большинство жителей долины — мусульмане, в целом глубоко религиозные и консервативные. В долине есть «сухие» города и села, где запрещен алкоголь. Менее двадцати лет назад таджикское село Чоркух, расположенное недалеко от кыргызской границы, управлялось по законам шариата. Женщины носили платки, а некоторые даже паранджу. Неудивительно, что несколько радикальных или экстремистских исламских группировок смогли найти новых сторонников в Ферганской долине, и правительства региона внимательно следят за религиозной деятельностью.
До прихода русских в Ферганской долине не было формальных границ, за исключением тех, которые устанавливались местными жителями. В XVIII-XIX веках долина входила в состав Кокандского ханства (со столицей в Коканде, расположенной в долине), которое простиралось до Ташкента на западе и до районов современного юго-восточного Казахстана на севере. Даже после завоевания Центральной Азии царской Россией в конце XIX века административно этот район был обозначен как (Русский) Туркестан.
Этнические группы были и остаются разбросанными по всей долине, а в крупных городах население смешано. До того как советские картографы провели линии границ для среднеазиатских республик, Ферганская долина никогда формально не делилась по этническому признаку. Суффикс «стан» означает «земля», и он имел мало значения, когда Кыргызстан (в советское время назывался Киргизия), Таджикистан и Узбекистан были советскими республиками, но приобрел вес после обретения независимости. Когда Советский Союз распался в конце 1991 года и пять центральноазиатских государств стали независимыми, унаследованные ими границы часто не соответствовали демографическому составу титульной нации, и нигде это не проявлялось так остро, как в Ферганской долине.
Сотни тысяч этнических узбеков проживают в районах Ферганской долины на юге Кыргызстана и севере Таджикистана. В Кыргызстане есть таджикские города, а в Узбекистане — кыргызские. Одним из самых ярких примеров советского административного деления является узбекский анклав Сох, расположенный глубоко внутри территории Кыргызстана и на момент обретения независимости в 1991 году населенный почти исключительно этническими таджиками. К этому добавляются проблемы доступа к воде, пахотным землям и пастбищам, что создает взрывоопасную смесь, приводившую к десяткам пограничных конфликтов и тысячам жертв с 1991 года.
Большую часть 1990-х годов правительства Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана не спешили точно определять свои границы в Ферганской долине. Вскоре после обретения независимости на пограничных переходах были установлены контрольно-пропускные пункты, но формального определения и демаркации границ не проводилось.
Ситуация изменилась летом 1999 года, когда в кыргызской части Ферганской долины появилась местная террористическая группировка «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Лидеры ИДУ были родом из Намангана в узбекской части долины, а один из них, Тохир Юлдаш, был среди тысяч мусульман, призывавших к введению законов шариата в Узбекистане всего через несколько недель после обретения независимости в 1991 году. Они и многие из первоначальных боевиков группы покинули Узбекистан после того, как власти подавили протесты, и отправились в Таджикистан, где весной 1992 года началась гражданская война. Там они присоединились к Исламской партии возрождения Таджикистана, основной группе в коалиции, сражавшейся против правительственных сил.
Гражданская война в Таджикистане завершилась подписанием мирного соглашения 27 июня 1997 года. Соглашение предусматривало предоставление правительственных должностей оппозиции военного времени, а также требовало, чтобы боевики оппозиции либо вступили в национальные вооруженные силы, либо разоружились. В мирном Таджикистане больше не было места для иностранных боевиков, и заключительный этап процесса разоружения был назначен на начало августа 1999 года.
В начале августа 1999 года группа из примерно двадцати вооруженных боевиков ИДУ спустилась с таджикских гор на юг Кыргызстана и захватила отдаленное горное село вместе с его жителями. Кыргызское правительство, не зная, кто эти боевики, направило переговорщиков, которые также были взяты в заложники. После более чем недельного противостояния кыргызские власти выплатили выкуп, и боевики ушли. Несколько дней спустя сотни боевиков ИДУ снова спустились с таджикских гор, захватив несколько сел и новых заложников. Боевики заявили, что являются частью ИДУ, и их цель — свержение режима бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова. Они сообщили, что не считают Кыргызстан врагом и просят власти предоставить им безопасный проход к узбекской границе.
Появление вооруженных узбекских граждан с баз в горах Таджикистана для атак на юг Кыргызстана должно было побудить правительства трех стран к координации действий. Вместо этого Кыргызстан отклонил предложение Узбекистана о военной помощи, хотя и разрешил узбекским ВВС на короткое время бомбить позиции боевиков в кыргызских горах. Узбекистан предостерег Кыргызстан от допущения боевиков ИДУ к своей границе. Правительства Кыргызстана и Узбекистана призвали Таджикистан нейтрализовать базы ИДУ на своей территории, но таджикские власти первоначально отрицали присутствие ИДУ. Узбекские военные самолеты нанесли удар по району в таджикских горах без предварительного уведомления таджикского правительства.
С приближением зимы ИДУ согласилось покинуть Кыргызстан — получив еще один выкуп — и было переброшено из Таджикистана, где правительство наконец признало их присутствие, в северный Афганистан на вертолетах таджикских пограничников. Ни одно из трех правительств не было удовлетворено этим решением, и все понимали, что ИДУ вернется, что и произошло летом 2000 года.
Узбекистан начал устанавливать минные поля вдоль границы с Кыргызстаном. Когда летом 2000 года ИДУ вошло в горы юго-восточного Узбекистана со стороны Таджикистана, Узбекистан заминировал и таджикскую границу. Нет сообщений о том, что мины убили кого-либо из боевиков, но в последующие годы десятки мирных жителей в Кыргызстане и Таджикистане, обычно пастухи или сборщики хвороста, были убиты или искалечены этими минами. Работы по разминированию вдоль кыргызской границы начались в 2004 году, но вдоль границы с Таджикистаном разминирование началось только после того, как Шавкат Мирзиёев стал президентом Узбекистана в конце 2016 года, и было завершено лишь в 2020 году.
После вторжений ИДУ в 1999 и 2000 годах вдоль всех границ в Ферганской долине были созданы новые пограничные посты, что потребовало от всех трех стран переброски дополнительных войск и военной техники. Любой, кто передвигался по холмам и полям вдоль немаркированных участков границы, рисковал быть задержанным или застреленным пограничниками. Встречи государственных чиновников для обсуждения демаркации границ проводились крайне редко. Когда Узбекистан и Кыргызстан возобновили переговоры по границе в августе 2017 года, тогдашний вице-премьер Кыргызстана Жениш Разаков, возглавлявший кыргызскую делегацию, напомнил, что страны не проводили переговоров по границе с 2006 года.
Усиление ограничений на пересечение границы способствовало росту напряженности вокруг таджикского анклава Ворух и узбекского анклава Сох, оба расположенных внутри Кыргызстана. Население Воруха составляет более 35 000 человек, а узбекского анклава Сох — более 80 000 человек.
Столкновения между общинами вдоль кыргызско-таджикской границы происходят уже около пятнадцати лет, многие из них — в районе Воруха. Анклав связан с основной территорией Таджикистана единственной дорогой, которая извивается, пересекая кыргызско-таджикскую границу, а местами сама дорога и является границей. Транспортные средства с кыргызскими номерами иногда забрасывали камнями при проезде через Таджикистан, то же самое случалось с автомобилями с таджикскими номерами на кыргызской территории. Пассажиров иногда преследовали, а порой и избивали пограничники другой страны на контрольно-пропускных пунктах. Кыргызстан в итоге построил объездные дороги вокруг Воруха, но жители таджикского анклава все еще вынуждены использовать дорогу, проходящую через кыргызскую территорию, чтобы добраться до Таджикистана. Когда споры об использовании земли и подозрения в использовании воды вызывают столкновения между общинами вдоль границы, дорога часто закрывается, временно отрезая Ворух от Таджикистана.
В конце апреля 2021 года и в середине сентября 2022 года между Кыргызстаном и Таджикистаном произошли короткие, но ожесточенные бои вдоль их границы. В ходе двух конфликтов погибло более 200 человек, был нанесен значительный ущерб зданиям и инфраструктуре по обе стороны границы. В обоих случаях бои шли и вокруг Воруха.
Ситуация вокруг Соха схожа. Основная дорога, соединяющая кыргызские города Ош и Баткен, когда-то проходила через Сох, но после вторжений ИДУ Узбекистан значительно ограничил проезд через анклав, а Кыргызстан ответил строительством объездной дороги. Между жителями Кыргызстана и Соха происходили инциденты с вандализмом и драками, а также более крупные столкновения. В июле 2009 года сообщалось, что кыргызские пограничники избили подростка из Соха за незнание кыргызского языка. Напряженность нарастала, и в мае 2010 года жители Соха напали на несколько автомобилей с кыргызскими номерами, избили пассажиров и повредили машины. Кыргызские жители заблокировали дорогу в Сох, а Узбекистан направил в анклав дополнительные вооруженные силы. Ситуацию удалось разрядить благодаря переговорам и обещанию компенсации за поврежденные автомобили. В мае 2020 года жители Соха и кыргызские сельчане столкнулись из-за спора об использовании воды. Более 100 человек получили ранения, несколько домов были сожжены.
Также имело место противостояние на горе Унгар-Тоо вдоль кыргызско-узбекской границы. Унгар-Тоо — одна из самых высоких точек в Ферганской долине, и на ней расположена ретрансляционная станция Кыргызстана, важная для телекоммуникаций на юге страны. В марте 2016 года обе страны усилили свое военное присутствие в районе Унгар-Тоо во время спора о принадлежности горы и использовании воды из близлежащего водохранилища. Напряженность спала, но в августе того же года страны вновь вступили в спор из-за водохранилища, которое узбеки называют Касан-Сай, а кыргызы — Орто-Токой. 22 августа узбекские силы захватили Унгар-Тоо и сотрудников ретрансляционной станции. Узбекские вертолеты доставили на гору дополнительных солдат и технику, и казалось, что страны движутся к вооруженному конфликту. Однако в конце августа Ислам Каримов впал в кому и 2 сентября был объявлен мертвым. Его преемник, Шавкат Мирзиёев, приказал освободить сотрудников кыргызской станции и вывести узбекские войска с Унгар-Тоо.
Происходили и инциденты в одной стране, которые вызывали резонанс по всей долине. Насилие в узбекском городе Андижан в мае 2005 года началось, когда небольшая группа вооруженных людей пересекла границу из Кыргызстана ранним утром 13 мая, напала на узбекский полицейский участок, захватила оружие, а затем устроила побег из близлежащей тюрьмы. Вооруженные люди и некоторые из сбежавших заключенных спровоцировали насилие на мирной акции протеста в Андижане, продолжавшейся неделю. Начались беспорядки, местные власти потеряли контроль над городом. Узбекское правительство ввело войска и открыло беспорядочный огонь по всем, кто находился на улицах. Официально погибло 189 человек — солдаты, мятежники и мирные жители, — но очевидцы оценивали число жертв ближе к 1000, причем большинство из них были гражданскими. Десятки тысяч людей бежали через границу в Кыргызстан.
В 2010 году на юге Кыргызстана вспыхнуло насилие между этническими узбеками и кыргызами. Погибло более 400 человек, в основном узбеки. Части городов Ош и Джалал-Абад были разрушены. Десятки тысяч узбеков бежали в Узбекистан, прежде чем узбекские власти закрыли границу, оставив еще несколько сотен тысяч узбекских беженцев на кыргызской стороне.
В сентябре 2010 года боевик из Jamaat Ansarullah, таджикского крыла ИДУ, направил начиненный взрывчаткой автомобиль в полицейский участок в Худжанде, Таджикистан, убив себя и двух полицейских, ранив двадцать восемь человек и вызвав обеспокоенность на близлежащих границах Кыргызстана и Узбекистана.
За все это время лидеры трех стран, разделяющих Ферганскую долину, ни разу не созывали специальный саммит для обсуждения этих проблем, вызывавших серьезную озабоченность у всех трех государств. Саммит в Худжанде 31 марта состоялся менее чем через три недели после того, как Кыргызстан и Таджикистан наконец подписали соглашение о делимитации последних спорных участков границы. Эмомали Рахмон прибыл в Бишкек для подписания пограничного соглашения, что стало его первым государственным визитом в столицу Кыргызстана почти за двенадцать лет (позже Рахмон бывал в Бишкеке на саммитах Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности под руководством России и Содружества Независимых Государств). Окончательные соглашения Узбекистана о границах с Кыргызстаном и Таджикистаном также были заключены за последние три года.
Худжандский саммит был полон символизма. Три президента по видеосвязи приняли участие в церемонии открытия памятника на стыке границ трех стран. Кыргызстан и Таджикистан запустили линию электропередачи, соединяющую их страны, с целью экспорта электроэнергии со своих гидроэлектростанций в Афганистан и Пакистан, возможно, к концу 2026 года. Но самым важным моментом стала сама встреча лидеров трех стран в одной комнате для обсуждения будущего сотрудничества, которое начинается с совместного использования и развития Ферганской долины — региона, который более тридцати лет был причиной стольких разногласий между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном.