На фоне усугубляющегося дефицита воды в Центральной Азии разворачивается серьезный политический кризис, втягивающий в свою орбиту и Россию. Согласно аналитическому материалу, опубликованному The Jamestown Foundation в издании Eurasia Daily Monitor, страны региона все громче требуют от Москвы возобновить советский проект по переброске части стока сибирских рек, используя в качестве рычага давления угрозу массовой миграции в случае отказа.
Проблема, вызванная изменением климата и быстрым ростом населения, достигла критической отметки. Для центральноазиатских республик доступ к сибирской воде становится вопросом выживания. В своих обращениях к Кремлю они подчеркивают, что в условиях международной изоляции России после 2022 года Москва как никогда нуждается в лояльных союзниках. Однако российские власти категорически отвергают идею переброски рек, ссылаясь на собственные риски засухи, лесные пожары и падение уровня воды в российских реках. Кроме того, проект требует колоссальных вложений, которые, в отличие от Китая, страны Центральной Азии позволить себе не могут.
Главным козырем в этом споре становится перспектива неконтролируемого миграционного потока. Предупреждения о том, что миллионы «водных беженцев» из-за жажды будут вынуждены двинуться в Россию, звучат все чаще. Такой сценарий, по мнению экспертов, способен кардинально изменить этнический состав регионов РФ, особенно за Уралом, и спровоцировать серьезную социальную и политическую нестабильность на фоне и без того растущих в российском обществе ксенофобских настроений.
Жесткая позиция Москвы приводит к охлаждению отношений с традиционными партнерами и создает вакуум влияния, который незамедлительно заполняют другие игроки. Прежде всего, речь идет о Китае, чье экономическое и политическое присутствие в регионе неуклонно растет. Ситуацию усугубляют и односторонние действия стран, например, строительство плотин в Афганистане и Казахстане, что еще больше сокращает доступ к водным ресурсам для соседей и самой России.
Вместо того чтобы серьезно отнестись к опасениям центральноазиатских партнеров, российские официальные лица зачастую отвечают пренебрежительными заявлениями, упрекая их в неэффективном использовании имеющихся водных ресурсов. Такой подход, вероятно, приведет к трем негативным последствиям. Во-первых, страны Центральной Азии будут все больше дистанцироваться от Москвы. Во-вторых, влияние Китая и других держав в регионе усилится в ущерб российским интересам. В-третьих, сама Россия рискует столкнуться с волной этнических конфликтов и внутренней дестабилизацией, если угроза массовой миграции станет реальностью.
Эксперты сходятся во мнении, что, продемонстрировав хотя бы большее сочувствие проблемам региона, Кремль мог бы избежать этих нежелательных последствий. Однако чрезмерная концентрация внимания и ресурсов на украинском направлении, по-видимому, привела к тому, что Москва упустила из виду нарастающий кризис у своих южных границ. Теперь, возможно, уже слишком поздно, чтобы безболезненно восстановить утраченные позиции.