Туркменистан, обладающий самой высокой в Центральной Азии углеродоемкостью валового внутреннего продукта, отдает приоритет экономическому росту, а не мерам по смягчению последствий изменения климата. В связи с этим внедрение инструментов тарификации выбросов углерода, таких как налоги или системы торговли квотами, в ближайшей перспективе представляется преждевременным. К таким выводам пришли авторы совместного доклада Евразийского банка развития (ЕАБР) и Института CAREC, посвященного анализу готовности стран региона к углеродному регулированию.
Экономика страны демонстрирует высокую зависимость от ископаемого топлива: на долю энергетического сектора приходится свыше 90% общего объема выбросов, а производство электроэнергии на 100% обеспечивается природным газом. Несмотря на принятые климатические обязательства, в частности цель по сокращению выбросов парниковых газов на 20% к 2030 году по сравнению с уровнем 2010 года, в стратегических документах Туркменистана не упоминаются конкретные планы по использованию тарификации углерода. Основной акцент в национальной климатической политике делается на адаптации к негативным последствиям изменения климата, а не на прямом сокращении выбросов.
Главным препятствием на пути реформ в этой сфере аналитики называют систему государственных субсидий на ископаемое топливо, которая является одной из самых масштабных в мире. Предоставление населению электроэнергии, природного газа и воды на льготных или бесплатных условиях создает экономическую модель, которая не стимулирует инвестиции в возобновляемую энергетику и повышение энергоэффективности. По мнению экспертов, любые механизмы тарификации выбросов окажутся неэффективными до тех пор, пока сохраняется подобное искажение рыночных сигналов. Перед властями стоит дилемма – поддержание существующей системы социального обеспечения или создание рыночных условий для перехода к менее углеродоемким источникам энергии.
Несмотря на это, страна предпринимает определенные шаги в климатической повестке. В 2023 году Туркменистан присоединился к Глобальному обязательству по метану, взяв на себя обязательство сократить выбросы этого газа на 30% к 2030 году. Это имеет особое значение, так как метан составляет более 41% всех парниковых выбросов в стране, в основном из-за деятельности нефтегазовой промышленности. В качестве первоочередной меры для создания основ будущего климатического регулирования эксперты рекомендуют сосредоточиться на разработке полномасштабной национальной системы мониторинга, отчетности и верификации (МОВ) выбросов. Создание такого кадастра наряду с постепенным реформированием системы субсидий и наращиванием институционального потенциала может в будущем открыть возможности для предметного обсуждения тарификации углерода.