Loading . . .

«Аль-Каида» на субконтиненте: невидимая война Индии с терроризмом



Согласно исследованию Аластера Рида, опубликованному Международным центром по борьбе с терроризмом в Гааге, группировка «Аль-Каида на Индийском субконтиненте» (АКИС) и связанные с ней джихадистские ячейки сегодня базируются в Афганистане. На фоне этого сближение Индии с «Талибаном», которое активно обсуждается в СМИ, преследует цель не только создать для Пакистана «конфликт на два фронта», но и сдержать радикальные исламистские группировки, нашедшие убежище в афганских горах.

АКИС является ответвлением центральной «Аль-Каиды», которую в свое время возглавляли Усама бен Ладен, а затем Айман аз-Завахири. Отделение для Южной Азии было создано в сентябре 2014 года для ведения террористической деятельности в Пакистане, Индии, Бангладеш и Мьянме. Руководство группировки разместилось в Пакистане и Афганистане. Перед АКИС стояло три ключевые задачи – противодействие отколовшемуся «Исламскому государству», расширение влияния «Аль-Каиды» в регионе и сохранение плацдарма в Афганистане после ухода американских войск.

Идеологическим знаменем для джихада в Южной Азии стал лозунг «Газва-туль-Хинд» – «Битва за Индию». Афганистан и Пакистан были превращены в штаб-квартиры этого проекта. Под эгидой АКИС объединились уже существующие группировки, включая «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), «Джаиш-е-Мухаммад», «Лашкар-е-Тайба» и «Индийские моджахеды».

Сегодня лидером АКИС является Усама Махмуд – пакистанский исламский священнослужитель, сменивший на этом посту Асима Умара, ликвидированного в 2019 году в ходе американо-афганского рейда. Махмуд действует преимущественно с территории Афганистана, находясь под защитой талибов. В 2022 году США внесли его в список глобальных террористов. По разным оценкам, численность боевиков АКИС в Афганистане может достигать 400 человек.

Несмотря на громкие заявления, АКИС не имеет организованного присутствия на территории Индии. Число ее сторонников крайне мало, и до сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного теракта, ответственность за который взяла бы на себя эта группировка. Влияние в Индии ограничивается в основном пропагандой, онлайн-вербовкой и угрозами в адрес Дели, Мумбаи, а также штатов Гуджарат и Уттар-Прадеш. В своих видеообращениях лидеры АКИС призывают мусульман объединиться, чтобы «противостоять союзу Индии, Запада, секуляристов и атеистов», утверждая, что индийские мусульмане «живут под темной тенью индуистской оккупации».

Попытки закрепиться в стране все же предпринимались. В декабре 2015 года о проникновении АКИС стало известно после ареста в Дели трех членов ее индийского крыла, включая лидера Мохаммада Асифа. На допросе он признался, что получил указание вернуться в Индию для создания террористических ячеек. Однако эти усилия не привели к значимым результатам.

Многие аналитики считают, что у «Аль-Каиды» мало шансов радикализировать мусульманское население Индии. Как отмечает исследователь Кирит Наир, демократическое устройство страны предоставляет индийским мусульманам «свободу и доступ к СМИ на уровне, неслыханном в большинстве стран исламского мира». Кроме того, наблюдается идеологический разрыв: ваххабитское течение ислама, которого придерживаются экстремисты, и идея создания халифата не находят поддержки среди большинства верующих в Индии.

Особую сложность представляет позиция Пакистана, который имеет неоднозначные отношения со многими джихадистскими группировками. С одной стороны, Исламабад использовал их для захвата власти талибами в Афганистане и для ведения «нетрадиционной войны» с Индией из-за Кашмира. С другой – Пакистан сам стал мишенью для тех группировок, которые требовали установления в стране строгих законов шариата. Такая двойственная политика, когда одни террористические ячейки поддерживаются, а другие преследуются, привела к внутренним конфликтам и вызвала недовольство США и Индии, требующих от Исламабада борьбы со всеми экстремистами.

На сегодняшний день АКИС, несмотря на свои амбициозные цели, остается в значительной степени неэффективной структурой. Даже в Бангладеш, где ее активность была выше, атаки носили спорадический характер и были направлены в основном против светских блогеров с использованием примитивного оружия. Однако ожесточенная конкуренция между джихадистскими группировками может подтолкнуть АКИС к попытке совершить громкий теракт, чтобы доказать свою состоятельность.

Previous post Вакцина от рака в Пакистане: спасение жизней против вируса недоверия
Next post Сокровища Гималаев: как 3D-технологии спасают древние храмы Непала