Автор: Арун Свами
В 2024 году в проблемном регионе Индии Джамму и Кашмир впервые прошли как региональные, так и национальные выборы с момента значительного снижения его автономии в 2019 году. Однако, несмотря на успешные выборы в регионе, страдающем от сложных территориальных споров и продолжительных восстаний, первые признаки указывают на то, что многолетние шаблоны политической привязанности остаются в значительной степени неизменными.
Джамму и Кашмир, ранее являвшийся княжеством с индуистским правителем при большинстве мусульманского населения и тремя различными культурными регионами — Джамму, долина Кашмира и Ладакх — с 1947 года оспаривается как Индией, так и Пакистаном, когда кратковременная война оставила каждую страну контролировать часть региона. Регион был центром как индийско-китайских, так и индийско-пакистанских войн, а также предметом резолюций ООН, призывающих к территориальному плебисциту. Восстание началось в Кашмире в 1989 году с тайной поддержкой Пакистана и продолжается с различной интенсивностью до настоящего времени.
В 2019 году вновь избранное правительство премьер-министра Нарендры Моди отменило статью 370 индийской конституции, которая предоставляла Джамму и Кашмиру особый статус и позволяла штату иметь собственную конституцию. Это давно обещала партия Бхаратия Джаната Парти (БДП), но правительство пошло дальше, разделив штат на две области и понизив их статус до союзных территорий. Апелляция в Верховный Суд не увенчалась успехом в декабре 2023 года.
В течение следующих пяти лет обе союзные территории — Джамму и Кашмир и Ладакх — управлялись центральным правительством, которое стремилось подавить восстание и улучшить собственное положение в регионе. Инциденты с забрасыванием камнями в 2019 году неуклонно снизились до нуля к 2023 году, а другие формы протестов и насилия резко уменьшились. Это проложило путь для проведения первых национальных и региональных выборов в 2024 году.
Выборы в Лок Сабху, нижнюю палату национального парламента Индии, прошли в апреле и мае 2024 года. У новообрезанного Джамму и Кашмир есть пять мест в Лок Сабхе — два в Джамму и три в Кашмире. БДП, участвовавшая только в выборах в Джамму, выиграла оба места там и обошла Индийский национальный конгресс (ИНК) с большим отрывом. Однако, несмотря на усилия БДП по привлечению поддержки третьих партий в Кашмире, ИНК, связанный с Джамму и Кашмирской национальной конференцией (ДКНК), выиграл там два из трех мест.
Результаты выборов в Лок Сабхи повлияли на то, что ИНК объединился только с ДКНК для участия в выборах в законодательное собрание Джамму и Кашмир в сентябре 2024 года. Альянс победил, несмотря на некоторые спорные меры, которые улучшили шансы БДП, включая переопределение границ избирательных округов, которое ДКНК раскритиковала как уравнивающее представительство Джамму и Кашмира, несмотря на большее население Кашмира.
Представителю центрального правительства, генерал-губернатору, также было позволено назначить пять членов для представления различных обездоленных общин, что многие восприняли как уловку, чтобы обеспечить БДП большинство в случае близких выборов. Обездоленные общины в данном случае представляли собой мигрантов или беженцев из пакистанских частей Кашмира и кашмирских пандитов — этнических кашмирских индуистов высокой касты.
С начала восстания в 1989 году более 100 000 кашмирских пандитов — подавляющее большинство — покинули долину Кашмира в 1990-х годах. Для БДП возвращение индуистских пандитов в долину стало предвыборным лозунгом.
На выборах 2024 года правительство объявило о мерах по расширению возможности кашмирских пандитов, проживающих за пределами долины, и индуистских беженцев из пакистанских частей Кашмира голосовать в Кашмире. Эти усилия, наряду с юридическими изменениями после отмены статьи 370, которые позволили иностранцам покупать землю в Джамму и Кашмир, заставили некоторых считать, что БДП пыталась изменить состав избирательного населения.
Несмотря на споры, выборы в законодательное собрание были относительно успешными. Явка составила довольно высокий уровень — 64 процента в целом и более 56 процентов в Кашмире. Альянс ДКНК–ИНК выиграл большинство мест, что сделало беспокойство по поводу назначенных законодательных собраний неактуальным. Однако БДП выиграла значительное большинство мест в Джамму.
Экзит-поллы показали, что основными заботами избирателей были экономика и восстановление статуса штата, при этом значительная часть электората выступала за восстановление статьи 370. Хотя восстановление статуса штата поддерживается принципиально всеми партиями, призыв правительства, возглавляемого ДКНК, к также восстановлению статьи 370, привел к выходу БДП из обсуждения этого вопроса.
Неясно, изменили ли события последних пяти лет значительно политическую ситуацию в Джамму и Кашмире. Правительство Моди может гордиться увеличением выборной активности и снижением насилия. Тем не менее традиционные кашмирские партии, особенно ДКНК, остаются главными политическими силами в регионе. Большинство, похоже, не смирилось с утратой статьи 370, а скорее объединено в своем желании видеть ее восстановление.
Настоящее испытание начнется, когда Нью-Дели решит восстановить статус Джамму и Кашмира без специальных положений статьи 370. Если требование о восстановлении ослабнет, проводимую политику можно будет признать успешной. Если нет, то все вернется на круги своя.
- Об авторе: Арун Свами — профессор политических наук в Университете Гуама.
- Источник: Эта статья была опубликована в East Asia Forum.