Тревога, поднятая на этой неделе посольством США в Дакке по поводу неминуемой террористической атаки, привлекла пристальное внимание к возрождению исламистского радикализма в Бангладеш – явлению, которое Запад до сих пор предпочитал игнорировать. Американские дипломаты предоставили данные о трех возможных исламистских радикалах, планировавших нападение на посольство. Полиция Бангладеш, развернувшая для охраны дипмиссии спецподразделения SWAT, хранит молчание о личностях подозреваемых. Однако источники в бангладешской разведке утверждают, что они принадлежат к местной исламистской группировке, связанной с «Аль-Каидой на Индийском субконтиненте» (АКИС), которая по-прежнему считает США своим врагом.
В некотором смысле, подобное развитие событий было ожидаемо. Временное правительство, возглавляемое нобелевским лауреатом Мухаммадом Юнусом, с момента прихода к власти в августе прошлого года освободило из тюрем десятки осужденных исламских террористов. Несмотря на свою популярность на Западе в качестве гуру микрокредитования, Юнус для поддержания своего временного правительства полностью полагается на радикальные исламистские партии, такие как «Джамаат-и-Ислами». Запрет на деятельность этой партии, введенный во времена Шейх Хасины на том основании, что ее призывы к созданию исламистского государства, управляемого по законам шариата, противоречили духу светской государственности Бангладеш, был поспешно отменен. Что еще хуже, администрация Юнуса выпустила из тюрем десятки осужденных исламистов, которые сейчас находятся на свободе.
Символическим актом стало разрушение сотнями сторонников Юнуса скульптуры «Дипто Шопот», посвященной офицерам полиции, погибшим в борьбе с исламистскими радикалами во время теракта в кафе Holey Artisan Bakery в Дакке в июле 2016 года. Полиция безмолвно наблюдала, как толпы исламистов чествовали убитых террористов как героев. Теперь правительство Юнуса обвинило 25 военных чиновников, игравших ведущую роль в борьбе с терроризмом при режиме Хасины, в «серьезных нарушениях прав человека» и планирует судить их в Международном уголовном трибунале.
Пока Юнус превращал Бангладеш в настоящую тюрьму, отправляя за решетку десятки тысяч активистов и лидеров партии «Авами Лиг» по сфабрикованным обвинениям, множество осужденных исламистских радикалов были освобождены. Спустя почти десять лет после того, как в Дакке был зарублен насмерть американский блогер Авиджит Рой, человек, приговоренный к смертной казни за это преступление – Сайед Зиаул Хак, более известный как майор Зия, – вновь появился в Бангладеш благодаря помилованию от временного правительства. В декабре 2021 года Госдепартамент США объявил награду в 5 миллионов долларов за информацию, ведущую к его аресту, ссылаясь на его роль в нападении на Роя, гражданина США и известного светского писателя.
Теперь Зиаул Хак свободно передвигается по Бангладеш, проживая в доме № 3 в элитном жилом комплексе для офицеров в престижном районе Дакки. Тот факт, что осужденный террорист может беспрепятственно жить в комплексе, предназначенном для военных, многое говорит о том, как сейчас управляется страна. Он регулярно встречается с группой единомышленников из числа отставных военных, и, по данным разведки, они планируют создать исламистское ополчение. Идеологом этих усилий называют бригадного генерала Абдуллу аль-Азми, восстановленного на службе после многих лет тюремного заключения по многочисленным обвинениям. Другой отставной генерал-майор Реззакул Хайдер Чоудхури, осужденный за попытку ввоза огромной партии оружия через Читтагонг в 2004 году, был освобожден в январе этого года. Его тайный визит в Китай в июне разведслужбы расценили как возможную попытку найти новые источники вооружений.
Чоудхури, Азми, Зиаул Хак и несколько других бывших военных с радикальными взглядами тесно сотрудничают с «Джамаат-и-Ислами» для создания исламского ополчения. Их цель – помочь партии победить на выборах и управлять страной с помощью террора по модели Ирана и Афганистана. Для достижения этой цели группа заговорщиков, имеющая сторонников в бюрократии, судебной системе и армии, использует правительство Юнуса для «очистки» вооруженных сил от всех, кто может противостоять их повестке.
К этой группе бывших военных присоединяются и другие радикальные боевики, освобожденные режимом Юнуса. Среди них выделяется глава «Ансарулла Бангла Тим» Джашимуддин Рахмани. Подобные радикалы уже формируют банды «исламистских толп» по всей стране, которые мобилизуются для нападения на либеральных и светских деятелей. Таким образом, пока Запад аплодирует Юнусу за его усилия по «восстановлению демократии», нобелевский лауреат на самом деле наблюдает за скатыванием страны к исламистской охлократии. Загадочная смерть офицера спецназа США в отеле Westin в Дакке в прошлом месяце и угроза теракта в адрес американского посольства должны стать для Запада тревожным сигналом, пока не стало слишком поздно.