Автор: Трия Дианти
Вступление Индонезии в экономический блок БРИКС может открыть доступ к новым рынкам, однако некоторые аналитики беспокоятся, стоит ли рисковать отношениями Джакарты с новой администрацией Трампа в США.
Блок, который изначально состоял из четырех членов – Бразилии, России, Индии и Китая, а затем присоединил Южную Африку – расширился до 10 стран, включив Индонезию, крупнейшую экономику Юго-Восточной Азии. Тем не менее, многие на Западе все еще рассматривают его как блок, возглавляемый Пекином и Москвой, отмечают эксперты по международным отношениям.
Бразилия, в настоящее время председатель БРИКС, в понедельник объявила, что Индонезия, четвертая по численности населения страна в мире, была официально принята в качестве десятого члена.
Некоторые эксперты Юго-Восточной Азии, такие как Винсензио Дугис из Университета Airlangga, заявили, что не видят никаких новых экономических преимуществ в присоединении к БРИКС, хотя отмечают потенциальные риски для Индонезии.
Отрицательное восприятие БРИКС странами Запада как организации, существующей для противодействия их политической и экономической власти, может привести к отказу от инвестиций в Индонезию, сказал он.
«Группа ‘Глобального Юга’ может рассматриваться как вызов ‘Глобальным Лордам’ Запада», — сообщил он изданию BenarNews.
«Стимулирование сотрудничества»
Член законодательного собрания от Гериндры, партии президента Индонезии Прабово Субианто, заявил, что присутствие страны в БРИКС не предполагает вызов западному доминированию.
«Индонезия участвует во множестве международных форумов, таких как АТЭС, G20 и ОИК», — сказал Будисатрio Дживандоно, имея в виду Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, группу двадцати крупнейших экономик мира и Организацию исламского сотрудничества.
«Чтобы укрепить роль Индонезии в глобальной геополитике, наша внешняя политика должна способствовать сотрудничеству, а не противостоянию», — добавил депутат от Гериндры.
Представитель индонезийского Министерства иностранных дел во вторник заявил, что вступление в БРИКС является тактическим шагом.
«Индонезия рассматривает свое членство в БРИКС как стратегический шаг для укрепления сотрудничества с другими развивющимися странами на основе принципов равенства, взаимного уважения и устойчивого развития», — сказал пресс-секретарь Рой Роллиансях Сумират в письменном заявлении.
Тем не менее, Дугис, аналитик, отметил, что Индонезия уже имеет крепкие экономические связи с основными членами БРИКС, такими как Китай и Индия.
Например, Китай является крупнейшим торговым партнером Индонезии и источником иностранных инвестиций.
«Какова выгода от присоединения к [БРИКС] сейчас? Для Индонезии нет ничего осязаемого», — сказал Дугис.
С учетом того, что Дональд Трамп, возвращающийся на пост президента США, угрожал наложить 100% тарифы на импорт из стран БРИКС, если посчитает их угрозой для доллара США.
Если это произойдет, уже доминирующее положение Китая в экономике Индонезии может еще больше усилиться, заметил Мохаммад Андри Пердана, директор по исследованиям в Институте Брайт, джакартском аналитическом центре.
Сейчас, когда Индонезия уже в составе БРИКС, Галау Д. Мухаммад, экономист, заявил, что необходимо сосредоточиться на том, как блок может принести экономическую выгоду стране, а не на глобальной политике.
«Индонезия должна иметь четкую внутреннюю повестку для представления на форуме», — сказал Галау из Центра экономических и правовых исследований (CELIOS) изданию BenarNews.
Не все так мрачно, некоторые эксперты политической экономики утверждают, что участие в БРИКС дает Индонезии возможности для расширения доступа к нетрадиционным рынкам.
Внешняя политика Индонезии подчеркивает необходимость расширения рынков, к которым у нее меньше доступа, отметил Багус Исмуджати из Университета Гриффита.
«Через членство в БРИКС Индонезия может увеличить свое присутствие на рынках других стран БРИКС», — сказал Багус изданию BenarNews.
«В новом мире формируется новая реальность»
Новости о том, что Индонезия получила членство в БРИКС, едва были замечены на Западе, отмечают некоторые международные наблюдатели в социальных сетях.
Филип Пилкингтон, экономист и автор книги «Крах глобального либерализма», также был среди них и резко критиковал западные СМИ.
«Индонезия, 8-я по величине экономика в мире, имеет экономику больше, чем у Франции. Большая победа для БРИКС в начале 2025 года. На Западе этому не уделяют много внимания, поскольку СМИ в настоящее время просто лгут о ключевых глобальных событиях», — написал он на платформе X.
Профессор глобальной истории Оксфордского университета Питер Фрэнкопан также отметил на X, что новости об Индонезии и БРИКС «едва освещались где-либо в Великобритании, Европе, США и т.д.».
Эта новость, по его мнению, должна была быть в центре внимания, поскольку «статус Индонезии как полного члена имеет значительное значение по многим причинам», в том числе потому, что она является крупнейшей экономикой Юго-Восточной Азии и самой населенной страной.
Вхождение Индонезии «увеличивает ВВП БРИКС до +/- 40% от глобальной экономики по ППС [паритет покупательной способности]. Если учесть 8 ‘партнерских государств’, то близко к 45%», — написал он на X.
«Существуют множество способов, которыми БРИКС переоценивается, неправильно интерпретируется и (иногда) недооценивается. И множество внутренних вызовов тоже, с множеством различных взглядов на то, чем является БРИКС, чем он мог бы быть и чем он должен быть», — сказал он.
«Но новый мир формируется, который интерпретирует вещи … совершенно по-другому, чем как многие на ‘Западе’ это видят».