Недавние обвинения со стороны Москвы в адрес Киева о якобы запуске беспилотников в сторону России через территорию Казахстана, озвученные представителями МИД РФ, могут быть лишь верхушкой айсберга в стремительно меняющейся геополитической обстановке. Напряженность вокруг Астаны нарастает на фоне знаковых событий в другом регионе — на Южном Кавказе, где Армения и Азербайджан начали прямые переговоры по Зангезурскому коридору, стремясь исключить Москву из процесса. В глазах российских наблюдателей эти, казалось бы, разрозненные события сплетаются в единую цепь, направленную на ослабление влияния Кремля.
В российских медиа укрепляется мнение, что за сближением Казахстана с Западом, в частности за подписанием плана военного сотрудничества с Великобританией, и за переговорами по Южному Кавказу стоят одни и те же силы. Укрепление сотрудничества Астаны с NATO и создание транспортного «Среднего коридора» из Китая в Европу в обход России воспринимаются как звенья одной цепи. Политологи в РФ прямо заявляют, что встреча лидеров Азербайджана и Армении стала сигналом к переформатированию всего региона, где «Турция и Британия стремительно вытесняют Москву». В этом контексте звучат опасения, что следующей целью в игре под названием «свалить медведя» может стать именно Казахстан, где, по мнению некоторых экспертов, уже «готовится почва для взрыва» по украинскому сценарию.
От риторики в СМИ российская сторона, похоже, перешла к прямым сигналам. Во время визита в Алматы министр обороны РФ Андрей Белоусов, по сообщениям российских изданий, поставил вопрос ребром: «Либо вы с нами, либо против нас». Его слова о том, что «взаимодействие России и Казахстана — важнейший фактор сохранения стабильности в Центральной Азии», сопровождались намеком на невозможность «бесконечно сидеть на двух стульях». Ряд российских военных экспертов расценили это как «де-факто ультиматум, хоть и очень вежливо сформулированный». По их мнению, предупреждений больше не будет — «дальше последуют только действия».
На этом фоне история с беспилотниками приобретает новое звучание. Официальная Астана категорически опровергла использование своего воздушного пространства для атак на Россию, а казахстанские эксперты предположили, что упавшие на западе страны дроны были российского производства. Однако Москва продолжает настаивать на своей версии. Это порождает подозрения, что рассказ об «украинских беспилотниках» — не просто вымысел, а хладнокровно создаваемый предлог для оправдания возможных решительных действий в отношении своего южного соседа.
Прогнозы некоторых аналитиков звучат все более тревожно. Бывший глава Комитета национальной безопасности Казахстана Алнур Мусаев утверждает, что у России уже есть план «отсечения Казахстана от Каспийского моря», подразумевающий захват Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областей. Именно в этих регионах сосредоточены основные нефтегазовые месторождения страны и проходит ключевой водный путь из Центральной Азии на Южный Кавказ. Схожие опасения ранее высказывал и экс-посол США в Казахстане Уильям Кортни, предполагая, что Кремль может попытаться захватить каспийские энергетические активы, рассчитывая, что Запад не сможет оказать действенной военной помощи столь удаленному региону.
Ключевой задачей для России в Центральной Азии остается недопущение усиления NATO у своих южных границ. Доступ в регион для Запада, в обход России, Китая, Ирана и Афганистана, возможен фактически только через Азербайджан и Каспийское море, то есть через Западный Казахстан. Если гипотетический план по захвату этих территорий будет реализован, Запад потеряет прямой доступ не только к Казахстану, но и ко всей Центральной Азии. Кремль может оправдать такие действия необходимостью не дать «NATO подобраться к России с другой стороны». На фоне того, что контроль Москвы над Зангезурским коридором — кратчайшим путем из Турции в Центральную Азию — оказался под угрозой, судьба Казахстана может решаться не только в Астане, но и в ходе глобальных переговоров о будущем стратегических транспортных маршрутов Евразии.