
Сотрудничество Азербайджана и Казахстана выходит на новый уровень, формируя контуры регионального блока, способного изменить геополитическую карту Евразии. Как отмечают аналитики в публикации Eurasia Daily Monitor от The Jamestown Foundation, недавняя встреча президентов Ильхама Алиева и Касым-Жомарта Токаева в Астане стала очередным шагом к укреплению экономического партнерства и взаимодействия в сфере безопасности, что уже рассматривается как противовес союзам, ведомым Москвой и Тегераном.
Хотя Баку и Астана не объявляли о создании формального блока, их совместные действия говорят сами за себя. Ключевым направлением является поддержка Среднего коридора – транспортного маршрута в обход России. Кроме того, стороны активно работают над переосмыслением региональных границ: Азербайджан все чаще рассматривается как часть «большой Центральной Азии», а Казахстан – как неотъемлемая составляющая тюркского мира. Такое сближение – уже не просто многовекторная политика, а целенаправленное выстраивание нового геополитического пространства, которое ставит под сомнение былое доминирование Москвы и заставляет другие мировые державы, включая Китай и страны Запада, считаться с новой реальностью.
Координация двух стран вышла далеко за рамки обычного партнерства еще до последней встречи лидеров. Они сообща продвигают Средний коридор вопреки противодействию России, расширяют свои флотилии на Каспии, проводят совместные военно-морские учения у российских границ и требуют от Москвы решительных действий для предотвращения обмеления моря. Однако именно после начала полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года отношения Баку и Астаны с Москвой заметно охладились. Показательным стал эпизод во время одного из визитов Владимира Путина в Астану, когда он назвал Казахстан «русскоязычной страной», на что Токаев ответил, выступив на казахском языке и заставив российскую делегацию искать переводчиков.
Астана, сохраняя прагматизм в официальных контактах с Москвой, не отступает от своих позиций, в то время как Кремль, по мнению наблюдателей, своей самоуверенностью лишь отталкивает казахстанское правительство и общество. Ухудшение отношений Москвы с Баку стало особенно заметным после инцидента со сбитым российскими силами азербайджанским самолетом. Это подталкивает Азербайджан к поиску партнеров, разделяющих его позицию, и Казахстан стал ключевым из них. Урегулирование конфликта в Карабахе лишило Россию традиционного рычага влияния в регионе по принципу «разделяй и властвуй», а недавнее объявление Алиева о снятии ограничений на поездки для армян еще больше укрепило эту тенденцию.
Теперь Москва сталкивается с единой позицией Баку и Астаны по многим вопросам, в частности по Каспию, где давление на одну из сторон неизбежно вызовет негативную реакцию другой. Ситуацию для Кремля усложняют еще два фактора. Во-первых, поддержка Астаной интеграции Азербайджана в Центральную Азию повышает международный вес всего региона, превращая его в более значимого экономического и политического игрока. Любые недружественные шаги Москвы, например, в отношении мигрантов, будут иметь гораздо более серьезные последствия.
Во-вторых, продвижение Баку идеи о Казахстане как части тюркского мира, с энтузиазмом воспринятое Токаевым, создает для России дополнительные проблемы в отношениях со странами региона. Как отмечает один из влиятельных российских телеграм-каналов, вторжение в Украину «уничтожило то, что оставалось от российского влияния в ближнем зарубежье». Эти тектонические сдвиги в геополитике региона имеют важные последствия и для других игроков, включая КНР, Иран, Индию, Европу и США. Теперь при выстраивании отношений с Баку или Астаной им придется учитывать интересы всего формирующегося альянса, чтобы не понести потери, аналогичные тем, с которыми уже столкнулась Москва.