Loading . . .

Газовый гамбит США: как санкции против Ирана оживляют транскаспийский проект



Недавнее решение Вашингтона заблокировать импорт иракского газа из Туркменистана через Иран может не только создать проблемы для Багдада, но и возродить интерес к строительству Транскаспийского газопровода для поставок туркменского топлива в Европу. Как отмечает в своем материале для Eurasianet стамбульский журналист Дэвид О’Бирн, этот шаг был частью усиления санкционного давления на Тегеран и не был направлен конкретно против Ирака или Туркменистана, хотя обе страны ощутят его последствия.

Ирак, страдающий от серьезного дефицита электроэнергии, рассчитывал на туркменский газ как на временное решение, пока страна не наладит добычу на собственных, еще не освоенных месторождениях. Многие из этих запасов находятся в районах, не полностью контролируемых Багдадом, и их разработка может занять еще несколько лет.

Для Туркменистана последствия на первый взгляд не столь серьезны. Объем в 5 миллиардов кубометров газа в год, который планировал закупать Ирак, – лишь малая часть от 34 миллиардов кубометров, ежегодно поставляемых в Китай. Однако решение Вашингтона заставляет Ашхабад задуматься о своей экспортной стратегии. Сделка с Турцией, также предполагавшая своп через Иран, похоже, приостановлена по «техническим причинам», что может указывать на сложности, связанные с использованием иранской инфраструктуры. Ранее аналогичная сделка с Азербайджаном сорвалась из-за разногласий по цене, что подчеркивает уязвимость текущей экспортной модели Ашхабада.

Сложившаяся ситуация может побудить Туркменистан активнее искать инвестиции в создание выделенных маршрутов экспорта газа, нацеленных на свой самый большой потенциальный рынок – Европу. Похоже, Ашхабад уже осознал новые возможности. Выступая на форуме «Шелковый путь» в Тбилиси, министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов подтвердил приверженность возрождению концепции транзита газа из Центральной Азии в Европу. «Туркменистан всегда подчеркивал большое значение западного направления, а именно создания стабильного энергетического коридора по маршруту Каспийское море – Южный Кавказ – Европа», – заявил он.

Есть признаки того, что и Азербайджан, через который должен проходить любой экспорт туркменского газа в Турцию и Европу, открыт для этой идеи. Хотя Баку всегда отдавал приоритет экспорту собственного газа, усилия по увеличению добычи пока не принесли ожидаемых результатов. Азербайджанские чиновники уже подтвердили, что не смогут удвоить экспорт газа в Европу до 20 миллиардов кубометров в год, как было обещано Европейскому союзу. В этой ситуации дополнительные объемы туркменского газа могли бы помочь Баку выполнить свои обязательства.

Если все стороны придут к согласию по Транскаспийскому газопроводу, инвесторы с большей вероятностью рассмотрят возможность финансирования его строительства, а также необходимого расширения существующих трубопроводов через Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу. Это открывает новую главу в энергетической политике региона, где геополитические сдвиги создают неожиданные экономические альянсы.

Previous post Бангладеш на грани голода: 16 миллионов человек под угрозой
Next post Новый курс Бангладеш: Дакка сближается с Пекином на фоне разрыва с Индией