Loading . . .

Слово талибов: как Афганистан вновь стал убежищем для террористов



Когда в августе 2021 года талибы взяли под контроль Кабул, они уверяли мировое сообщество в своей готовности к политическому процессу и гарантировали, что афганская земля не будет использоваться против других государств. Однако, как отмечает в своей недавней публикации для Global Village Space пакистанский аналитик по вопросам безопасности доктор Зохаиб Зака, последующие действия режима продемонстрировали разительный разрыв между словами и делами, возродив опасения о превращении страны в глобальный центр терроризма.

Обещания, данные в рамках Дохийского соглашения с США, были нарушены практически сразу. Талибы обязались участвовать в переговорах с оппозицией и не допустить превращения Афганистана в плацдарм для террористов. В обмен они добились освобождения 5000 своих боевиков, которые, вопреки заверениям, немедленно вернулись в строй и ускорили падение республики. Придя к власти, «Талибан 2.0» быстро показал свое истинное лицо, во многом повторяющее режим 1990-х годов: женщин лишили базовых прав, закрыв им доступ к образованию, работе и общественной жизни, была введена жесткая цензура и репрессивные практики. Вместо инклюзивного правительства талибы выстроили модель власти, основанную на подавлении и идеологическом доминировании.

Несмотря на многонациональный состав Афганистана, где проживают пуштуны (42%), таджики (27%), узбеки (9%) и хазарейцы (8%), власть оказалась практически полностью сосредоточена в руках пуштунских командиров. Идеологическое ядро режима, шура в Кандагаре, состоит исключительно из пуштунов. Из 49 членов кабинета министров лишь несколько представляют этнические меньшинства, причем никто из них не занимает ключевые посты в силовом блоке. Министерства обороны, внутренних дел и разведки остаются под строгим пуштунским контролем, что характеризует «Талибан» не как национальное правительство, а как узкое этноцентрическое движение.

Систематически нарушалось и главное обещание – не предоставлять убежище террористам. Ярким доказательством стал удар американского беспилотника в августе 2022 года, уничтоживший лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в центре Кабула. Это показало, что талибы не просто закрывали глаза на присутствие террористов, но и укрывали их лидеров. По данным разведки, включая оценки бывшего офицера ЦРУ Сары Адамс, другие высокопоставленные деятели «Аль-Каиды», такие как Саиф аль-Адль, продолжают находиться в Афганистане под защитой режима. Эти выводы подтверждаются многочисленными отчетами Мониторинговой группы ООН.

Согласно докладам ООН и Специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана (SIGAR), «Аль-Каида» реорганизовала свою деятельность внутри страны. Главное управление разведки талибов, по сообщениям, предоставляет лидерам группировки «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП) роскошное жилье, свободу передвижения и лицензии на оружие. Отчеты SIGAR за 2025 год указывают на присутствие в Афганистане 6000–6500 боевиков ТТП и не менее дюжины лидеров «Аль-Каиды» с семьями. В то же время режим жестоко подавляет внутреннее инакомыслие: Миссия ООН по содействию Афганистану (UNAMA) зафиксировала 256 произвольных арестов журналистов, 130 случаев пыток и 75 эпизодов угроз.

Провалилось и трехстороннее соглашение 2024 года между Пакистаном, ОАЭ и талибами. «Талибан» обязался переместить боевиков ТТП от границы и пресечь их проникновение в Пакистан. Несмотря на значительную финансовую помощь от ОАЭ, была перемещена лишь небольшая группа боевиков, без какого-либо контроля и отчетности. При этом, по имеющимся данным, часть гуманитарной помощи, включая примерно 80 миллионов долларов США, ежемесячно поступающих от Соединенных Штатов, перенаправляется на поддержку боевиков ТТП под видом помощи беженцам. Пакистанские силы безопасности с апреля по сентябрь 2025 года уничтожили 135 афганских боевиков, а также выявили 58 террористических лагерей и убежищ ТТП на территории Афганистана, действующих с ведома талибов. Оружие НАТО стоимостью 7 миллиардов долларов, оставленное после вывода войск США, попало в руки экстремистов, значительно усилив их боеспособность.

Сегодня в мире формируется консенсус относительно того, что Афганистан вновь стал эпицентром терроризма. Крупные региональные державы – Россия, Китай и Иран, – а также ШОС и страны Центральной Азии выражают серьезную обеспокоенность. В совместном заявлении России, Китая и Ирана (сентябрь 2025 года) отмечалась свободная деятельность таких группировок, как ИГИЛ, «Аль-Каида» и ТТП. Глава МИД РФ Сергей Лавров предупреждал, что тысячи боевиков ИГИЛ нашли убежище в Афганистане. ОДКБ также подчеркивала, что укрепление экстремистов на севере страны угрожает безопасности всего евразийского континента.

Повторяющиеся нарушения международных обязательств, институциональная поддержка экстремистских группировок и репрессивное внутреннее управление доказывают, что Афганистан превратился в стратегический плацдарм для транснационального терроризма. Это уже не вопрос политических разногласий, а задокументированная реальность. Мировое сообщество стоит перед необходимостью выработать единый подход, сочетающий дипломатическое давление, санкции и изоляцию, чтобы заставить талибов изменить курс. Бездействие грозит дальнейшей дестабилизацией Южной Азии и подрывом глобальной безопасности.