Автор: Атул Кумар
Одной из важнейших целей визита президента Индонезии Прабово Субианто в Нью-Дели в январе 2025 года в качестве гостя на праздновании Дня Республики Индии является изучение возможности приобретения ракетных систем «БраМос».
После Филиппин и Вьетнама Индонезия готова стать третьим покупателем в Юго-Восточной Азии для этой смертоносной ракеты. Эти государства особенно интересуются наземными и морскими противокорабельными версиями «БраМос», главный смысл которых заключается в противодействии китайскому вмешательству в их морские операции в Южно-Китайском море.
Доказанные возможности ракеты уже привели к ее приобретению Филиппинами, в то время как потенциальные сделки с Вьетнамом и Индонезией находятся в процессе. Малайзия и Таиланд также рассматривают возможность ее приобретения в будущем. Однако размещение ракет «БраМос» в непосредственной близости от Китая, особенно в его оспариваемом морском регионе, вызвало беспокойство в китайском руководстве.
Ракетная система «БраМос» успешно развивалась и теперь пользуется высоким спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, производимая и экспортируемая Индией. Разработанная в рамках индийско-российского совместного предприятия, «БраМос» основана на российской ракетной системе П-800 «Яхонт» с существенными улучшениями ее характеристик и возможностей. Она представляет собой ракету средней дальности с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, предназначенной для использования во всех сферах — воздухе, море и на суше. «БраМос» может достигать скорости 2,8 маха и имеет дальность до 800 километров; однако экспортные версии имеют ограничение до 290 километров из-за ограничений, накладываемых MTCR (режимом контроля ракетных технологий). Индийские вооруженные силы с 2007 года включили несколько вариантов этой ракеты в свой арсенал.
Несмотря на внедрение в индийскую армию, «БраМос» испытывала трудности с нахождением экспортных возможностей. Изначально она конкурировала напрямую с ракетой «Яхонт», которую Россия поставила в Индонезию (2007) и Вьетнам (2010–2011), а также другим странам в начале 2010-х годов. Индия также столкнулась с российским сопротивлением в вопросах интеллектуальной собственности, что усложняло экспортные перспективы. Осторожный подход индийского правительства с учетом китайских чувствительных вопросов также влиял на эти решения, что особенно актуально для таких покупателей в Юго-Восточной Азии, как Вьетнам.
Большинство из этих препятствий теперь практически исчезло, поскольку зависимость Индии от российских технологий для производства этой ракеты значительно уменьшилась. Более того, по мере ухудшения отношений между Индией и Китаем и увеличения агрессивного поведения Пекина, Индия отказалась от своих самоограничений на экспорт оборонных технологий. В результате ракета «БраМос» стала ключевым инструментом в оборонительной дипломатии Индии в 2020-х.
Филиппины первые воспользовались этим сдвигом, заключив сделку на сумму 375 миллионов долларов США в январе 2022 года для оснащения своих морских пехотинцев тремя батареями ракет «БраМос». Соглашение включало обучение и поддержку в техническом обслуживании, а первая ракетная система была доставлена в апреле 2024 года. Эта покупка, похоже, усилила интерес Филиппин, так как их военные теперь ведут переговоры о дополнительных батареях ракет «БраМос».
Вьетнам, второй потенциальный клиент, проявлял интерес к «БраМос» с 2010-х годов. Страна сейчас заключает сделку на сумму 700 миллионов долларов США на пять батарей ракет, с уже согласованными технико-коммерческими деталями. Аналогично, Индонезия ведет переговоры о контракте на 450 миллионов долларов США, который, как только будет заключен, еще больше укрепит стратегию Индии “Act East Policy” в секторе обороны в Юго-Восточной Азии.
Как Вьетнам, так и Индонезия ранее закупали российские ракеты «Яхонт», причем Вьетнам использует систему «Бастион-П» для защиты побережья, а Индонезия разворачивает морские противокорабельные ракеты. Однако вместо замены их на аналогичные российские системы для упрощения логистики, обе страны выбрали индийский аналог, что отражает их стратегию диверсификации оборонных импортов и сокращения зависимости от России в условиях глобальной неопределенности. Расширенные возможности и репутация ракеты «БраМос» сыграли в этом ключевую роль. Более того, сделка Индонезии может быть осуществлена с использованием национальной валюты, что потенциально создаст прецедент для будущих сделок с другими покупателями.
С точки зрения Китая, распространение ракет «БраМос» в его непосредственном окружении, особенно в оспариваемых морских районах, представляет собой значительный вызов. Китай остро осознает передовые характеристики ракеты, включая ее форму, похожую на дротик, для сильной проникающей способности, покрытие, поглощающее радиолокационные сигналы для повышения скрытности, прямоточную реактивную установку, которая ограничивает время реакции противника, и высокоточную композитную систему наведения, состоящую из инерциальной навигационной системы (INS), симулятора сетевой сенсорной системы (SNS) и радиолокационных компонентов аномального распространения (A/P).
Кроме того, ее способности по противодействию помехам делают «БраМос» надежной ракетой дальнего действия с возможностью «запустил и забыл». Китайские эксперты описывают её как потенциального «нарушителя международной безопасности» из-за ее возможностей и радиуса действия. Примечательно, что в 2021 году развертывание ракеты «БраМос» вблизи линии фактического контроля Индии после инцидента в Галване вызвало бурную реакцию со стороны Китая, который расценил этот шаг как препятствие для двусторонних переговоров.
Беспокойство Китая в отношении «БраМос» имеет три аспекта. Во-первых, его беспокоит согласие России на экспорт «БраМос» на Филиппины и в другие страны Юго-Восточной Азии, что воспринимается как безразличие России к национальным интересам безопасности Китая. Во-вторых, китайские ученые утверждают, что развертывание «БраМос» в Юго-Восточной Азии может подорвать стабильность в Южно-Китайском море, вызвать региональную гонку вооружений и эскалацию напряженности и столкновений в горячих точках. В-третьих, потенциальное развертывание «БраМос» во Вьетнаме для защиты побережья и противокорабельных операций особенно беспокоит Китай, так как это окажет сдерживающее влияние на западную сторону Южно-Китайского моря.
В случае Филиппин моделирование показывает, что запуск 24–36 ракет «БраМос» мог бы нанести существенный урон группе ударных авианосцев Китая, предоставляя силам Филиппин значительные преимущества в их морских регионах. Поскольку Филиппины разворачивают ракеты «БраМос» в провинциях Замбалес и Лусон, с потенциальными будущими развертываниями на островах Калаян, Лубанг или Палаван, эти ракеты могут покрыть ключевые районы, такие как риф Скарборо, второй риф Томас и регион от Тайваньского пролива до архипелага Спратли. Китай также не может исключить возможность сговора между Вьетнамом и Филиппинами.
В ответ китайские аналитики утверждают, что вооруженные силы Филиппин и Вьетнама не имеют радиолокационных систем дальнего обнаружения для предоставления целей для ракет «БраМос». Однако в случае оспариваемых островов, таких как риф Скарборо, место расположения целей хорошо известно. Более того, хуситы в Йемене продемонстрировали, что отсутствие передовых возможностей в области разведки, наблюдения и рекогносцировки не мешает им наносить ракетные удары по активам Саудовской Аравии, Израиля и США на Ближнем Востоке.
Кроме того, Филиппины приобретают радиолокационные системы из Японии и Израиля, среди прочих, чтобы создать радиолокационный обзор вокруг своей морской периферии. Более того, ракета «БраМос» представляет собой особую угрозу для крупных морских платформ Китая, таких как десантные корабли и береговые охранные суда, на которых недостаточно возможностей ПВО. Китай может рассмотреть возможность использования морских, ракетных и воздушных ударных сил для нейтрализации этих ракет на земле; однако такие действия рискуют спровоцировать Договор о взаимной обороне между Филиппинами и США. Поэтому с июля 2024 года Китай начал применять более темные тактики серой зоны, чтобы отговорить Филиппины от превращения в крупную стратегическую угрозу.
По мнению Китая, Индия преследует несколько целей через свои сделки с ракетами «БраМос». К ним относятся поиски противовеса в отношениях с Китаем, позиционирование себя как главного и надежного экспортера оружия и укрепление своих морских партнерств в Юго-Восточной Азии, с одновременным использованием своего морского присутствия для влияния на территориальные споры с Китаем. Более того, Филиппины и Вьетнам могут служить базами для операций индийского флота, в то время как сделка с Индонезией и будущие сделки с Малайзией и другими странами еще больше повысят профиль Индии как экспортера оружия на мировой арене. Сделка по «БраМос» может стать основным контрактом для будущих продаж оружия Индии в регионе. Такая стратегия эффективно противодействует Китаю и его поведению как главного поставщика оружия в Южной Азии.
Помимо военных последствий, Китай воспринимает контракты на ракеты «БраМос» с государствами Юго-Восточной Азии как шаг Индии к укреплению своих стратегических связей. Эти сделки, вероятно, будут способствовать долгосрочным военным отношениям через обучение, запчасти и поддержку в техническом обслуживании, работая над согласованием интересов безопасности этих стран с интересами Индии. В сочетании с существующими политическими и дипломатическими инициативами в рамках политики “Act East”, такие оборонительные партнерства еще больше укрепят статус и влияние Индии в регионе.
- Информация об авторе: Атул Кумар является исследователем в Программе стратегических исследований Observer Research Foundation (Нью-Дели).
- Источник: Эта статья была впервые опубликована на веб-сайте Observer Research Foundation.