С точки зрения британского геополитика и парламентария сэра Хэлфорда Макиндера, современные территории Бангладеш и Индии относятся к маргинальной муссонной прибрежной зоне, в то время как американский геополитик и политолог Николас Спайкмен рассматривал эти территории как часть жизненно важной прибрежной зоны. Эти два государственных образования, расположенные на южноазиатском субконтиненте, вдоль побережья Индийского океана и в широком регионе Азиатско-Тихоокеанского/Индо-Тихоокеанского бассейна, делят пятую по длине наземную границу в мире (4096 км). Эти два государства различаются по системам управления, этническому и религиозному составу, военно-экономическому потенциалу и геополитическим устремлениям. В то же время, у этих двух стран есть обширные исторические, политические, экономические, культурные и лингвистические связи, и между ними существует сложная взаимосвязанность в области безопасности.
Согласно модели рационального действия в международной политике, государства обычно формулируют свою внешнюю политику, основываясь на рациональных расчетах затрат и выгод. В этом процессе государства обычно выбирают подходы к взаимодействию с другими государствами, которые лучше всего описываются через два компонента теории игр – игру с нулевой суммой и положительной суммой. В международных отношениях игра с нулевой суммой относится к ситуации, когда одно государство получает выгоды от взаимодействия с другим государством, но другое государство не получает никаких выгод или даже теряет что-то. В отличие от этого, игра с положительной суммой указывает на ситуацию, когда оба государства получают выгоды от их взаимных взаимодействий. Кроме того, концепции относительной и абсолютной выгоды также имеют значение. Когда государство сравнивает свои выгоды от соглашения с другим государством и приходит к выводу, что оно получает относительно меньше, чем его партнер, это государство думает о относительной выгоде. С другой стороны, когда государство не сравнивает свои выгоды от соглашения с другим государством и в итоге заключает, что сотрудничество принесет выгоды обоим государствам, оно думает об абсолютной выгоде.
Игра с положительной суммой: война за освобождение Бангладеш
Бангладеш в своем нынешнем виде возник как государство в 1971 году, и его создание было неразрывно связано с геополитикой Индии. Бангладеш получил независимость от Пакистана в результате жестокой войны за освобождение. Во время войны Индия приютила правительство Бангладеш в изгнании, предоставила значительную политическую и дипломатическую поддержку делу Бангладеш, укрыла около 10 миллионов беженцев из бывшего Восточного Пакистана и обучила, снабдила и проконсультировала ВС Бангладеш. В конечном итоге вмешательство Индии в войну в ноябре-декабре 1971 года помогло ускорить поражение пакистанских войск и освободить Бангладеш. Таким образом, в 1971 году Бангладеш получил значительные выгоды в виде политической, дипломатической, военной и гуманитарной поддержки при взаимодействии с Индией.
Со своей стороны, Индия получила значительные геополитические выгоды от освобождения Бангладеш. К этим выгодам относятся: разделение и значительное ослабление своего заклятого врага Пакистана, устранение потенциальной пакистанской угрозы для восточной Индии, создание дружественного и военно слабого государства на восточной границе, формирование безопасного рынка для индийских товаров, репатриация более 9.9 миллиона беженцев в Бангладеш, уничтожение безопасного убежища для повстанцев в Холмистом районе Чаттыгама, снижение китайского влияния в регионе и установление индийской гегемонии в Южной Азии. Кроме того, предотвращение длительного конфликта в Бангладеш, осуществленное в результате интервенции индийской армии, предотвратило возможное укрепление коммунистов в Бангладеш, в то время как появление дружественного правительства в Бангладеш позволило Индии локализовать восстание в Западной Бенгалии.
Таким образом, в взаимодействиях между Бангладеш и Индией во время войны за освобождение обе стороны получили выгоды, и, соответственно, это была игра с положительной суммой.
Игра с нулевой суммой: 1972–1975
С 16 декабря 1971 года по 15 августа 1975 года Бангладеш управлялся Авами лиг, и правительство Авами лиг под руководством Шейха Муджибура Рахмана продемонстрировало проиндийскую «ориентацию» в своей внешней политике. Тем не менее, индийско-бангладешские отношения в этот период можно охарактеризовать как в значительной степени игру с нулевой суммой со стороны Индии.
Для справедливости стоит отметить, что Бангладеш действительно получил некоторые выгоды от своего доброжелательного партнерства с Индией в этот период. В течение трех месяцев после независимости Бангладеш индийские войска были выведены из страны к середине марта 1972 года. Индия была крупнейшим поставщиком иностранной помощи для Бангладеш до июня 1972 года, а индийский флот первоначально предпринял попытки разминирования морских портов Чаттыгама и Монглы (в конце концов операцию взял на себя советский флот).
Тем не менее, Индия получила гораздо больше выгод от партнерства. Требование противостоять Пакистану на двух фронтах было навсегда убрано, а военное присутствие Пакистана вдоль восточной границы Индии, укреплённое в ходе войны за освобождение Бангладеш, было навсегда устранено. Более того, индийцы конфисковали почти все военное оборудование, сданное пакистанцами, и обвинения в разграблении со стороны индийских войск в Бангладеш создали негативное восприятие Индии среди граждан Бангладеш. Договор о дружбе, сотрудничестве и мире между Бангладеш и Индией, подписанный 19 марта 1972 года, укрепил безопасность Индии, поскольку Бангладеш пообещал не участвовать в каких-либо антииндийских военных альянсах.
К 25 марта 1972 года более 9,9 миллиона беженцев из Бангладеш были репатриированы из Индии в Бангладеш, что освободило Индию от серьезного социально-экономического бремени и избавило от возможностей масштабных социополитических беспорядков в индийских провинциях Западная Бенгалия, Ассам и Трипура в результате затяжного кризиса беженцев. Базы повстанцев в Чаттыгаме были разрушены, что в конечном итоге проложило путь для восстановления эффективного индийского контроля над Нагаландом и Мизорам. На самом деле, даже после вывода большей части индийских войск из Бангладеш, небольшой контингент индийских войск, по всей видимости, остался в Чаттыгаме, чтобы сдерживать угрозы повстанцев. Кроме того, появление дружеского и управляемого Авами лиг Бангладеш лишило маоистско-наксалитских повстанцев в Западной Бенгалии потенциального безопасного убежища на территории Бангладеш и сдерживало возможное возрастание коммунизма в Бангладеш.
Более того, Индийско-Бангладешское торговое соглашение, подписанное 1 ноября 1972 года, предоставило индийским товарам широкий доступ к большому бангладешскому рынку, а рост трансграничной контрабанды нанёс вред уже страдающей бангладешской экономике. Индийско-Бангладешский протокол по внутреннему водному транзиту и торговле, подписанный в тот же день, предоставил Индии большее преимущество из-за большого дисбаланса в двусторонней торговле. Тем временем Индия продолжала перехватывать воды трансграничных рек через строительство плотин, таких как плотина Фаракка, что способствовало серьезным экономическим проблемам в Бангладеш. Более того, Индийско-Бангладешское соглашение по земельной границе, подписанное 14 мая 1974 года, было ратифицировано парламентом Бангладеш, но индийский парламент на протяжении более четырех десятилетий отказывался его ратифицировать по политическим причинам внутри страны. Таким образом, индийско-бангладешский пограничный спор, наряду со спором о морской границе, оставался открытым в течение длительного времени, в то время как по меньшей мере 69 граждан Бангладеш были убиты Индийскими пограничными силами в период с 1972 по 1975 годы.
Таким образом, в период с декабря 1971 года по август 1975 года, несмотря на то, что Бангладеш управлялся проиндийской администрацией, Нью-Дели прибегал к игре с нулевой суммой в обращении с Даккой. Это способствовало росту антииндийских настроений среди некоторых слоев бангладешских элит и массовых граждан, и стало одним из факторов, которые привели к августовскому перевороту 1975 года, результатом которого стало свержение администрации Муджиба.
Игра с нулевой суммой: 1975–1996 и 2001–2008
С 16 августа 1975 года по 22 июня 1996 года Бангладеш управлялся множеством различных администраций, но ни одна из них не может быть охарактеризована как ‘проиндийская’. Точно так же, с 16 июля 2001 года по 5 января 2009 года, Бангладеш снова управлялся несколькими правительствами, но ни одно из них также не может быть охарактеризовано как ‘проиндийское’. Поэтому в течение этих двух периодов Индия предсказуемо проводила политику в отношении Бангладеш с менталитетом нулевой суммы.
В этот период сохранялись индийско-бангладешские земельные и морские пограничные споры, имели место несколько пограничных столкновений между двумя государствами (особенно в 1979 и 2005 годах). По меньшей мере 1115 граждан Бангладеш были убиты индийскими пограничниками в этот период. Индия оккупировала спорный остров Южный Талпатти в 1981 году, в то время как спор о речном острове (чар) на реке Мухури остался неразрешенным. Кроме того, Индия продолжала перехватывать воды трансграничных рек, что способствовало продолжающимся экономическим и экологическим проблемам Бангладеш. Более того, Индия укрывала, обучала и оснащала Шанти Бахини, военное крыло повстанческой Прабхти Чаттаграм Джана Сангхати Самити (ПЧДСС), чтобы подорвать контроль Бангладеш над ЧHT. Тем временем, сепаратистское движение Бангабхуми и его военное крыло Бангасена базировались в Индии. В то же время индийская политическая и медийная система продолжала изображать Бангладеш в негативном свете, обвиняя Дакку в преследовании индуистов и других меньшинств, и используя нерегулярную миграцию бенгальцев в Индию как инструмент внутренней политики.
Игра с нулевой суммой: 1996–2001 и 2009–2024
С 23 июня 1996 года по 15 июля 2001 года и с 6 января 2009 года по 5 августа 2024 года Бангладеш управлялся Авами лиг, традиционно рассматриваемой как положительно настроенная к Индии. Тем не менее, индийская политика в отношении Бангладеш в эти периоды характеризовалась привычным видением игры с нулевой суммой.
Следует признать, что в этот период Бангладеш и Индия подписали соглашение о дележке вод Ганга на 30 лет 12 декабря 1996 года. Также индийско-бангладешский морской пограничный спор был в значительной степени разрешен через арбитраж Постоянного суда арбитража 9 июля 2014 года, и Индия наконец ратифицировала Соглашение о земельной границе 6 июня 2015 года, что способствовало обмену анклавами между двумя государствами.
Тем не менее, спор о речном острове на реке Мухури остается неразрешенным, и между Даккой и Нью-Дели все еще существует спор о делимитации континентального шельфа в Бенгальском заливе. Более того, в течение сроков правления Авами лиг как минимум 740 граждан Бангладеш были убиты индийскими пограничниками. Кроме того, Индия продолжает перехватывать воды других трансграничных рек, таких как Тисти, что наносит вред экономике и экологии Бангладеш, и до сих пор отказывается заключить какое-либо соглашение по этому вопросу.
Тем временем, при правлении Авами лиг Индия получала обширные геополитические преимущества от Бангладеш. В этот период Бангладеш экстрадировал лидеров многочисленных повстанческих групп Северо-Восточной Индии, включая Объединенный фронт освобождения Ассама, в Индию, и ликвидировал их базы на территории Бангладеш. Это помогло Индии сдержать повстанческие движения в своих провинциях на северо-востоке Индии и закрепить контроль над территориями. Более того, Бангладеш предоставил Индии транзитные и перегрузочные возможности, предоставив провинциям Северо-Восточной Индии доступ к Бенгальскому заливу через морские порты Чаттыгама и Монглы. Однако Индия до сих пор протестует против предоставления Бангладешу транзита в Непал и Бутан, несмотря на подписание соглашения о моторных транспортных средствах в 2015 году. Кроме того, Индия получила одобрение Бангладеш на отвод воды из реки Фени. В дополнение к этому Бангладеш значительно увеличил свое военное сотрудничество с Индией в двустороннем и многостороннем форматах, особенно в вопросах совместных учений, обучения бангладешских кадров в Индии, закупки индийского военного оборудования и, возможно, разрешения установки индийских радаров береговой охраны в Бангладеш.
В течение этих периодов Индия получила контракты на множество проектов в Бангладеш, включая строительство мостов, электростанций и трубопроводов. Более того, Бангладеш учел индийские геополитические интересы, ликвидировав проект глубоководного порта Сонодия, поддерживаемый Китаем, и разрешив индийское участие в строительстве атомной электростанции Руппур. Тем временем, индийские политические деятели неоднократно делали антиевропейские комментарии, дегуманизировали бангладешских иммигрантов для получения внутреннеполитических дивидендов, приняли Закон о гражданстве, который был частично направлен против Бангладеш, и использовали экономическую войну для давления на Бангладеш. Индия воздерживалась от существенной роли в разрешении кризиса с беженцами рохинджа, и вместо этого провела Национальный реестр граждан (НРГ) в Ассаме, чтобы искоренить предполагаемых бенгальских чужаков. Наконец, Индия выступила против закупки Бангладешем китайских подводных лодок класса «мин», но сама отказалась продавать подводные лодки Бангладешу, вместо этого продав одну подводную лодку Мьянме.
Заключительные замечания
Переоценка истории индийско-бангладешских отношений показывает, что Нью-Дели в значительной степени проводил игру с нулевой суммой в отношениях с Бангладеш, независимо от правительства в Дакке, стремясь достигать своих геополитических целей, предоставляя Бангладешу мало геополитических или экономических рычагов. Хотя Бангладеш действительно получал некоторые абсолютные выгоды в эти периоды, с точки зрения относительной выгоды Индия получала гораздо больше от Бангладеш. Это помешало развитию добрососедских отношений между двумя странами, вызвало взаимную антипатию между их народами и позволило внешним силам расширить свое влияние в регионе. Однако эта тенденция в долгосрочной перспективе вредна как для Дакки, так и для Нью-Дели. Поэтому Индия должна пересмотреть свою политику в отношении Бангладеш и развивать взаимовыгодные и добрососедские отношения на основе взаимного уважения к территориальной целостности и суверенитету друг друга, взаимного невмешательства и невраждебности, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования.