Loading . . .

Битва за преемника: кто выберет следующего Далай-ламу?



Духовный лидер тибетского буддизма Далай-лама заявил, что его преемник будет избран основанным им некоммерческим фондом, а не правительством Китая. Как отмечает журналист Лобсанг Гелек в своей публикации для The Diplomat, Пекин придерживается иной точки зрения. Пресс-секретарь МИД КНР Мао Нин подчеркнула, что именно Китай имеет право утверждать следующего Далай-ламу, настаивая, что любой духовный процесс должен соответствовать установкам Коммунистической партии Китая.

Столь пристальный интерес Пекина к, казалось бы, сугубо религиозному вопросу имеет прагматические причины. Нынешний Далай-лама, лауреат Нобелевской премии мира 1989 года, пользуется огромной популярностью и авторитетом во всем мире. Его фигура объединяет тибетцев как на родине, так и в изгнании, поддерживая их стремление к большей автономии Тибета вопреки усилиям КПК ослабить его влияние.

Для тибетцев Далай-лама — не просто монах. Его считают земным воплощением Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. Нынешний духовный лидер, Тэнцзин Гьямцхо, является 14-м в линии, которая берет начало в 1391 году. Для тысяч тибетцев, покинувших родину, он также стал отцовской фигурой, создав правительство в изгнании в индийской Дхарамсале, которое обеспечивает беженцам безопасность, образование и медицинскую помощь.

Согласно верованиям, после смерти Далай-ламы его дух перерождается в новом теле. Поиском ребенка, рожденного в течение года после кончины лидера и проявляющего особые качества, занимается специальный комитет из высокопоставленных лам. Процесс включает в себя толкование видений, обращение к оракулам и знамениям. Ключевым моментом является то, что ребенок-кандидат должен узнать личные вещи своего предшественника, подтверждая связь с прошлой жизнью. Так, нынешний Далай-лама был найден, когда ему было всего два года.

Пекин стремится взять этот процесс под свой контроль, чтобы укрепить власть над Тибетом и провинциями с многочисленным тибетским населением, где проживает более 6 миллионов тибетцев. Власти КНР активно продвигают собственную процедуру, известную как «выбор из золотой урны». Этот метод уже был применен ранее: в 1995 году китайские власти похитили шестилетнего Панчен-ламу, вторую по значимости фигуру в тибетском буддизме, вскоре после того, как его выбрал Далай-лама. На его место был поставлен другой кандидат, которого многие тибетцы до сих пор не признают. Эксперты полагают, что Пекин намерен использовать своего Панчен-ламу для «легитимации» выбора следующего Далай-ламы.

Сам Далай-лама озвучивал несколько сценариев своего будущего. Он заявлял, что если умрет в изгнании, то и его реинкарнация родится за пределами Тибета, подчеркивая важность духовной свободы. Также он допускал, что линия прервется с его уходом, его преемницей впервые может стать женщина или что он сам назовет своего последователя еще при жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Борьба за реинкарнацию: Далай-лама определил будущее Тибета
Next post Таджикистан: лидер исмаилитов умер в колонии, не дождавшись медпомощи