Loading . . .

Новый азиатский альянс: ставка Японии на Индию в глобальной игре



В условиях нарастающего глобального экономического противостояния Япония оказалась в сложном положении, зажатая между торговым давлением со стороны США и исторически непростыми отношениями с Китаем. Вашингтон предложил Токио сниженный до 15% тариф на импорт, однако это соглашение имеет свою цену – обязательство инвестировать в американскую экономику 550 миллиардов долларов, причем около 90% прибыли от этих вложений должно оставаться внутри США.

Такая ситуация заставляет Японию, чья экономика критически зависит от внешней торговли, искать новые пути для сохранения стабильности. Экспорт товаров и услуг составляет почти 22% ВВП страны, а импорт – более 23%. При этом США являются ключевым рынком сбыта для японских товаров, поглощая почти 20% всего экспорта, в то время как главным поставщиком товаров в Японию остается Китай с долей 22,5%. Этот торговый дисбаланс вызывает недовольство в Вашингтоне, несмотря на то, что Япония является крупнейшим иностранным инвестором в американскую экономику.

На фоне этих вызовов Индия становится для Японии новым стратегическим экономическим союзником, открывая возможности для снижения зависимости от традиционных партнеров. Несмотря на пандемию и глобальную нестабильность, индийская экономика демонстрирует уверенный рост – 6,5% в 2024–2025 годах. В отличие от многих азиатских стран, рост Индии опирается в первую очередь на внутренний спрос, что делает ее более устойчивой к мировым торговым потрясениям.

Пандемия COVID-19 ускорила реализацию японской стратегии «Китай+1», направленной на диверсификацию производственных цепочек. Правительство Японии даже выделило субсидии в размере 23,5 миллиарда иен (около 2 миллиардов долларов), чтобы стимулировать свои компании переносить производство в другие страны Азии. В результате индийское направление стало приоритетным: японские инвестиции в Китай сократились с 11 миллиардов долларов в 2020 году до 3,3 миллиарда в 2024 году, тогда как вложения в Индию за тот же период выросли более чем в пять раз – с 1,57 до 5,34 миллиарда долларов.

Индия активно развивает свой производственный сектор, особенно в сфере электроники, благодаря государственной программе стимулирования производства (PLI). Объем выпуска электронных товаров в стране вырос с 48 миллиардов долларов в 2017–2018 годах до 101 миллиарда в 2023–2024 годах. В стране начинают появляться и первые предприятия по производству полупроводников, в том числе с участием японского инвестора Renesas Electronics.

Ярким примером этого сдвига стала компания Apple. По словам ее главы Тима Кука, Индия уже обогнала Китай по сборке iPhone для американского рынка. Экспорт индийской электроники в США стремительно растет, бросая вызов признанным лидерам – Китаю и Вьетнаму.

Однако на пути к полноценному японо-индийскому экономическому партнерству существует неожиданное препятствие. Успех японских компаний за рубежом во многом зависит от их налаженных сетей поставщиков, значительная часть которых находится в Китае. Из-за действующих в Индии ограничений на китайские инвестиции по соображениям безопасности, японские производители не могут перенести в страну свои привычные цепочки поставок. Таким образом, для дальнейшего роста японских инвестиций Индии, возможно, придется пересмотреть свою политику в отношении китайского капитала, создавая уникальный экономический треугольник в Азии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Две судьбы Южной Азии: как армия определяет будущее Индии и Пакистана
Next post Тибетский путь: 60 лет кардинальных перемен и экономического роста