В своей недавней публикации Санчита Бхаттачарья, научный сотрудник Института управления конфликтами, рисует мрачную картину положения журналистов в Бангладеш. Тревожным символом этой эпохи стала гибель 71-летнего Бибху Ранджана Саркара, старшего помощника редактора газеты Ajker Patrika. 22 августа 2025 года его тело было найдено в реке Мегхна. За день до смерти он отправил в редакцию bdnews24.com электронное письмо со словами: «Вы можете опубликовать это как мое последнее письмо». В нем он писал о невыносимых условиях работы для СМИ после смены правительства, о страхе медиаменеджеров и о том, что говорить правду – значит рисковать жизнью. «Уже несколько дней я слышу зловещий зов. Мой разум не находит покоя…», – написал он.
Смерть Саркара – лишь один из эпизодов в череде жестоких нападений на представителей прессы, захлестнувших страну. С момента отстранения от власти премьер-министра Шейх Хасины 5 августа 2024 года Бангладеш погрузился в глубокий кризис правопорядка. 7 августа 2025 года в городе Газипур был зарезан репортер Асадуззаман Тухин. 9 августа в Лалмонирхате избили журналиста Хелала Хоссейна Кабира и его мать. 25 июня похитители убили корреспондента Шаха Алама Хандакера. 15 мая в Комилле во время акции протеста напали на журналиста Bahar Raihan с телеканала Soami TV, ударив его ножом в ногу. По неполным данным, собранным с августа 2024-го по август 2025 года, было убито как минимум трое журналистов и еще шестеро получили ранения.
Международные и местные правозащитные организации бьют тревогу. В докладе Общества поддержки прав человека (HRSS) говорится, что только за первые шесть месяцев 2025 года 257 журналистов подверглись преследованиям в результате 152 нападений, 111 из них были ранены. Организация «Репортеры без границ» (RSF) еще в феврале 2025 года заявила о резком росте насилия в отношении СМИ. «Сменяющие друг друга серьезные нападения на журналистов в последние несколько дней свидетельствуют о тревожной вспышке насилия. Хотя приход к власти временного правительства в августе 2024 года породил надежды на улучшение, безопасность журналистов по-прежнему не защищена», – отметила Селия Мерсье, глава южноазиатского отдела RSF.
Помимо физического насилия, власти используют и другие методы давления. По состоянию на май 2025 года против как минимум 266 журналистов были возбуждены уголовные дела, связанные с событиями июля-августа 2024 года. Дела заведены в Дакке, Силхете, Читтагонге и других округах страны, некоторым сотрудникам СМИ предъявлены обвинения в убийстве. Кроме того, в октябре 2024 года Подразделение финансовой разведки Бангладеш (BFIU) по указанию временного правительства Мухаммада Юнуса начало расследование в отношении 85 ведущих журналистов, проверяя их банковские счета и другие финансовые активы. Под удар попали такие крупные медиахолдинги, как Bangladesh Pratidin, Kaler Kantha, Samakal, Ekattor TV и другие.
Атмосфера страха усугубляется растущей активностью радикальных исламистских группировок, таких как «Джамаат-и-Ислами» и «Хефазат-и-Ислам», которые открыто выступают против свободы прессы. Их лидеры публично требуют от правительства ввести жесткие меры против СМИ, якобы оскорбляющих религиозные чувства, а студенческие активисты угрожают изданиям за одно лишь упоминание Шейх Хасины в качестве «бывшего премьер-министра», требуя называть ее «мясником этой Родины».
Давление на прессу происходит на фоне общей деградации системы правопорядка и вызывающих беспокойство действий временного правительства. По официальным данным, из тюрем на поруки было выпущено более 300 экстремистов, связанных с различной террористической деятельностью. Среди освобожденных – Шафиур Рахман Фараби, приговоренный к пожизненному заключению за убийство блогера-атеиста Авиijit Roy. Более того, лица с доказанными связями с запрещенной militant организацией «Хизб-ут-Тахрир» были назначены на ключевые государственные посты, включая должность секретаря МВД и советника Министерства информации и телерадиовещания. На фоне политических потрясений, роста преступности и социального хаоса бангладешские журналисты продолжают свою борьбу, ежедневно рискуя всем ради сохранения независимой журналистики и свободы слова.