Частые международные поездки – неотъемлемая часть современной дипломатии, однако их ценность измеряется не количеством, а реальными результатами. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, совершивший с 2014 по 2021 год около девяноста трех зарубежных визитов, стал рекордсменом по числу путешествий, за что получил неформальный титул «премьер-министра – нерезидента». Несмотря на столь высокую активность – включая десять поездок в США, по восемь во Францию и Японию, а также многочисленные визиты в Россию, Китай и страны Европы – критики все чаще задаются вопросом об эффективности такой «челночной дипломатии».
Наиболее показательным примером называют индийско-американские отношения. Несмотря на десять визитов Моди в США, двусторонние связи, по мнению аналитиков, достигли исторического минимума в сферах торговли, оборонных контрактов и дипломатии. Вашингтон ввел против Индии одни из самых высоких торговых тарифов и, как утверждается, вмешивается в исторические отношения Дели с Россией и Пакистаном. Даже широко разрекламированная дружба между Моди и экс-президентом США Дональдом Трампом, которого в критических публикациях именуют «янки-джокером», не принесла Индии ощутимых дивидендов.
Схожая картина наблюдается и в отношениях с Европейским союзом. Многочисленные поездки премьер-министра по странам ЕС не привели к прорыву в дипломатических, торговых или научных связях. Более того, подписанное с Великобританией соглашение о свободной торговле подверглось резкой критике как несправедливое и наносящее ущерб экономическим интересам Индии в долгосрочной перспективе. Эксперты отмечают, что европейские страны, публично расточая похвалы Индии, на деле продолжают действовать вразрез с ее интересами.
Политика добрососедства Индии также находится в глубоком кризисе. Одновременно с этим правительство Моди, по мнению его оппонентов, отдалилось от традиционных союзников в Африке, Латинской Америке и на постсоветском пространстве, сделав ставку на сближение с Западом. Этот курс вызывает недоумение у многих, поскольку именно эти страны исторически поддерживали Индию в ее борьбе против колониализма и империализма, в то время как западные державы зачастую действовали в ущерб интересам развивающихся государств.
В основе этого внешнеполитического разворота, как считают многие наблюдатели, лежит идеология «Хиндрутвы» – индуистского национализма. Утверждается, что правящая администрация отошла от антиколониальных и антиимпериалистических основ индийской дипломатии, заложенных Движением неприсоединения (ДН). Эта проверенная временем платформа не только защищала национальные интересы Индии, но и служила площадкой для международной солидарности развивающихся стран. Фактическое игнорирование принципов ДН в пользу дружбы с Западом нанесло серьезный, и, возможно, непоправимый ущерб международному имиджу Индии.
В итоге многочисленные поездки и встречи Нарендры Моди с мировыми лидерами все чаще воспринимаются не как шаги по укреплению позиций страны, а как масштабная PR-кампания, направленная на создание имиджа. По мнению критиков, громкие визиты не помогли ни завести новых друзей, ни укрепить связи с давними союзниками. Внешняя политика премьер-министра описывается метафорой «мили без вех» – огромные расстояния, преодоленные без достижения значимых целей. Отмечается, что для восстановления международного авторитета Индии недостаточно смены лидера – необходим коренной пересмотр идеологических основ, определяющих ее курс на мировой арене.