Loading . . .

Оттепель отменяется: Индия и Бангладеш на пороге нового конфликта

Забор из колючей проволоки на границе Индии и Бангладеш на фоне пасмурного закатного неба и отдаленных сторожевых вышек.

Отношения между Индией и Бангладеш, обострившиеся после свержения проиндийского правительства Шейх Хасины в августе 2024 года, казалось, начали налаживаться. В декабре 2025 года Нью-Дели протянул руку дружбы Националистической партии Бангладеш (BNP), воспользовавшись кончиной ее уважаемого лидера Халеды Зиа как поводом для сближения.

Однако недолгое потепление сменилось новым витком напряженности уже в январе 2026 года. Причиной стали внутриполитические события в обеих странах, заставившие правительства в Дакке и Нью-Дели занять жесткую позицию под давлением общественности. Хотя официальные власти воздерживаются от прямых выпадов, в воздухе повисло напряжение, а дальнейшие шаги по укреплению связей поставлены на паузу.

Камнем преткновения стали серийные убийства индуистов в Бангладеш, где большинство населения исповедует ислам. По данным калькуттской газеты The Statesman, с декабря 2025 года в стране были убиты как минимум четверо индуистов. Среди жертв – исполняющий обязанности редактора местной газеты Рана Пратап, застреленный в упор, и бизнесмен Кхокон Дас, которого толпа подожгла заживо. Особо жестокой расправе подвергся рабочий швейной фабрики Дипу Чандра Дас, которого линчевали по обвинению в богохульстве, после чего его тело подвесили и сожгли.

Индия решительно осудила эти нападения. Представитель МИД Рандхир Джайсвал назвал «непрекращающуюся враждебность по отношению к меньшинствам в Бангладеш предметом серьезной озабоченности». По данным индийского ведомства, за время работы временного правительства Бангладеш под руководством доктора Мухаммада Юнуса было зафиксировано около 2900 инцидентов с применением насилия против меньшинств. В ответ правительство Бангладеш заявило, что в «Новом Бангладеш» нет места межобщинной ненависти, и пообещало принять строгие меры против виновных.

Зеркальной проблемой, вызвавшей антибангладешские настроения в Индии, стал вопрос о «нелегальных мигрантах». В Западной Бенгалии и Ассаме звучат призывы выявлять и высылать предполагаемых «бангладешских лазутчиков». По сообщениям бангладешских СМИ, индийские пограничники выдворили в страну 1670 человек, многие из которых оказались не гражданами Бангладеш, а бенгалоязычными мусульманами из Индии. Глава индийского МВД Амит Шах пообещал полностью очистить штат Ассам от нелегалов в случае победы его партии BJP на выборах.

В то же время правозащитная организация из Западной Бенгалии «Ассоциация за защиту демократических прав» (APDR) заявила, что у индийского правительства нет морального права осуждать Бангладеш. Правозащитники указали на преследование мусульман, христиан и других меньшинств в самой Индии, напомнив о сносе домов «бульдозерами» в Уттар-Прадеше и Ассаме и ущемлении прав мусульманской общины.

Конфликт перекинулся и на спорт, став его самой заметной жертвой. На фоне нападений на индуистов в Бангладеш прозвучали призывы исключить бангладешского игрока в крикет Мустафизура Рахмана из индийской команды Knight Riders. Совет по контролю за крикетом в Индии (BCCI) удовлетворил это требование. В ответ Бангладеш запретил трансляцию матчей индийской лиги IPL и, после отказа Международного совета по крикету (ICC) перенести чемпионат мира T20 из Индии, официально уведомил о неучастии своей национальной сборной в турнире.