Loading . . .

Новая эра для Индии: шанс на лидерство в поставках из-за политики США

На фоне торговых разногласий, инициированных предыдущей администрацией США и вызвавших напряженность в мировой торговле, Индия получает возможность создать новую модель для превращения в узел глобальных цепочек поставок. Это создает серьезную конкуренцию для Вьетнама, который ранее укрепил свои позиции.

Ослабление доминирующей роли Китая в мировом производстве, ускоренное пандемией COVID-19, открыло для Вьетнама окно возможностей, позволив ему стать альтернативной производственной площадкой.

Теперь же над Вьетнамом нависает угроза новых американских торговых ограничений. Страна может столкнуться со вторым по величине повышением импортных пошлин США (до 45%). В этой ситуации Индия видит шанс опередить Вьетнама в гонке за привлечение звеньев производственных цепочек, так как потенциальное повышение тарифов для нее ожидается почти вдвое ниже (около 27%).

Неожиданно для многих, именно товары, связанные с цепочками поставок, стали главной движущей силой индийского экспорта в Соединенные Штаты. Речь идет об электронных товарах и автомобильных компонентах. США стали крупнейшим рынком сбыта для этих двух категорий индийской продукции, обогнав по значимости традиционные статьи экспорта, такие как алмазы, текстиль и одежда.

Структура экспорта этих двух товарных групп в США показала впечатляющий рост еще во время первого президентского срока Дональда Трампа. Основным фактором этого роста называют последствия торговой войны, развязанной Вашингтоном против Пекина.

Экспорт электронных товаров включает в себя преимущественно электронные компоненты и телекоммуникационное оборудование. Именно Соединенные Штаты стали катализатором роста экспорта индийской электроники. В последние пять лет США остаются крупнейшим направлением для этих поставок. В 2023-2024 финансовом году на долю США пришлось 33,8% всего экспорта электронных товаров из Индии.

Аналогичная ситуация наблюдается и в секторе автомобильных компонентов. США стали главным рынком сбыта и для этой продукции. В 2023-2024 году доля американского рынка составила 24,2% от общего объема экспорта автокомпонентов из Индии.

Пандемия COVID-19 вызвала кардинальные изменения в глобальном производственном ландшафте для цепочек поставок. Китай, ранее лидировавший в производстве, начал уступать свои гегемонистские позиции. Иностранные инвесторы стали выводить производства из Китая и перемещать их в страны Юго-Восточной Азии, что в итоге и сделало Вьетнам заметной альтернативой.

Учитывая изменения в глобальной производственной среде, индийские власти обновили и переосмыслили программу Make in India. Фокус сместился на производство компонентов для глобальных цепочек поставок. Была реформирована и расширена программа стимулирования производства PLI (Production Linked Incentive), включающая дополнительные меры поддержки. Расширенная программа показала свою эффективность, вызвав бум производства.

Электронный сектор в Индии переживает стремительный рост. Объем производства достиг 101 миллиарда долларов США в 2023-2024 году по сравнению с 48 миллиардами долларов в 2017-2018 году. Эта сумма включает 86 миллиардов долларов готовой продукции и 15 миллиардов долларов электронных компонентов.

Наряду с бурным ростом в электронике, Индия стремится ускорить развитие и в индустрии автокомпонентов. В 2023-2024 году сектор показал устойчивый рост на 9,8%. Импорт также увеличился, но отрасль сохранила положительное сальдо торгового баланса между экспортом и импортом.

Китай оставался крупнейшим поставщиком компонентов и промежуточных товаров для индийского производства в рамках цепочек поставок. В 2023-2024 году на Китай пришлось 37,2% всего импорта электронных товаров и 23,4% импорта автокомпонентов в Индию.

Однако зависимость от Китая снижается по мере роста внутреннего производства. Доля импорта электронных товаров из Китая упала до 37,2% в 2023-2024 году с 41,9% в 2020-2021 году. Аналогично, доля импорта автокомпонентов из КНР снизилась до 23,4% с 30,3% за тот же период.

Издание Nikkei Asia предполагает, что Индия может стать главным выгодоприобретателем от смещения цепочек поставок из Китая. До недавнего времени в Индии не было заводов по производству полупроводниковых приборов. Однако недавно три компании объявили о планах начать производство полупроводников в Индии. Это американская Micron Technology, японская Renesas Electronics в партнерстве с таиландской Star Microtech, а также индийская Tata Electronics Pvt Ltd в партнерстве с таиландской Powerchip Semiconductor Manufacturing Corporation (PSMC).

После ослабления позиций Китая, Вьетнам стал его серьезным конкурентом в сфере цепочек поставок и вышел на 6-е место среди крупнейших экспортеров в США. Тем не менее, растущая способность Вьетнама поставлять товары на американский рынок в значительной степени опирается на китайский импорт.

Исследование показывает, что Китай вносит значительный вклад в добавленную стоимость товаров, произведенных во Вьетнаме и предназначенных для экспорта в США. В 2022 году доля добавленной стоимости за счет китайских материалов и компонентов во вьетнамских товарах составляла почти 30,4%. Это означает, что более трети стоимости вьетнамского экспорта в США создается благодаря китайским поставкам.

Активно обсуждается версия, что успех Вьетнама на американском рынке во многом объясняется тем, что он стал «черным ходом» для китайского экспорта в США, позволяющим обходить высокие американские пошлины, введенные во время первого срока Трампа.

В случае реализации угрозы введения новых тарифов против «нарушителей», для Индии открывается новая возможность стать альтернативой Вьетнаму в глобальных цепочках поставок.

Для достижения этой цели, как отмечается, может потребоваться взаимодополняющее партнерство с Китаем в области инвестиций. В настоящее время китайские инвестиции в Индию ограничены и не подпадают под автоматическое одобрение из-за соображений безопасности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Новое оружие Китая: подводные кабели под ударом
Next post «Кладбище империй»? Реальная история войн в Афганистане