Волна массовых протестов захлестнула Непал, выведя на улицы тысячи недовольных граждан. Катализатором народного гнева стали коррупция, огромный государственный долг, неэффективное управление государственными средствами и вызывающая демонстрация богатства со стороны чиновников и их семей. Ситуацию усугубили запрет социальных сетей и экологические проблемы, вызванные неустойчивыми инфраструктурными проектами. Однако подлинные корни недовольства лежат гораздо глубже – в бедности, безработице и отсутствии инклюзивного роста, которые годами терзали страну. Движущей силой протестов стала молодежная неправительственная организация Hami Nepal под руководством филантропа Судана Гурунга, сумевшего мобилизовать население по всей стране.
Попытка правительства премьер-министра Кхадги Прасада Шармы Оли подавить мирные демонстрации силой привела к трагическим последствиям: 19 молодых людей погибли, более 300 получили ранения. Жестокость властей спровоцировала ответную реакцию, переросшую в одну из самых разрушительных вспышек ярости толпы в истории Непала. Объектами гнева стали высокопоставленные чиновники. Протестующие выволокли на улицу и избили Арзу Рану Деубу, жену бывшего премьер-министра Шера Бахадура Деубы. Вице-премьер и министр финансов Бишну Прасад Паудел был избит во время погони. Был подожжен дом жены экс-премьера Джаланатха Кханала, в результате чего она погибла.
Насилие не обошло стороной и символы государственной власти. Протестующие разбили окна и устроили поджоги в нескольких залах здания федерального парламента в комплексе Сингха Дурбар, а также подожгли здания Верховного суда и городского муниципалитета. Эти события напоминают недавний кризис в Шри-Ланке, где причины народного восстания были схожими. Как и там, ситуация в Непале быстро вышла из-под контроля, что привело к человеческим жертвам и колоссальному материальному ущербу. Пользуясь хаосом, из тюрем по всей стране сбежали около 15 000 заключенных.
На фоне разрушений в непальском обществе все громче звучат призывы к кардинальным переменам. Главным требованием является искоренение коррупции, которую называют первопричиной национальной катастрофы. Звучит призыв к немедленному началу расследований для выявления коррупционных схем, наказания виновных и конфискации их активов для восстановления разрушенной собственности. В качестве одной из самых решительных мер предлагается национализировать вклады чиновников в иностранных, в том числе швейцарских, банках. Общество требует быстрых и прозрачных действий, чтобы не дать коррупционерам скрыться и вывести свои капиталы.
Одновременно с требованием справедливости страна ищет пути к возрождению. Непалу необходимо заново открыть свой огромный экономический потенциал и направить его на устойчивое развитие. Перспективы видятся в туризме – от паломнического и духовного до приключенческого, – а также в сельском хозяйстве, ремеслах, лесном хозяйстве и использовании богатого биоразнообразия, включая лекарственные растения. Страна, чьи жители помогли сотням альпинистов покорить Эверест, обладает уникальными возможностями для роста.
В основе будущего Непала лежит не только экономика, но и его духовное богатство и гуманистические ценности, способные, как считают многие, предложить миру альтернативу войнам и агрессии. Сила нации видится и в ее военном наследии, олицетворением которого являются легендарные полки гуркхов. Гималайскому государству предстоит найти собственный путь развития, тщательно взвешивая влияние мегапроектов на свою хрупкую экосистему и уникальную культуру. Иностранная помощь, по общему мнению, должна предоставляться без каких-либо условий, позволяя Непалу вырасти в сильную нацию, способную поддерживать равновесие в меняющемся геополитическом ландшафте.