Loading . . .

Выборы в Бангладеш: спешка к голосованию или путь к новому кризису?

Старая треснувшая урна для голосования стоит на пыльном полу пустого зала, лучи света падают из окна.

Менее чем через два года, 12 февраля 2026 года, Бангладеш готовится провести 13-е парламентские выборы, однако это стремление к демократическому процессу все больше напоминает опасный рецидив политического кризиса. Ключевой институт, ответственный за организацию голосования, – Избирательная комиссия Бангладеш – находится в центре скандала. На протяжении многих лет этот орган не просто не смог предотвратить фальсификации, но, по мнению критиков, сам руководил системой, неоднократно обвиняемой в манипулировании результатами. Проведение выборов до полного реформирования этой структуры рассматривается как предательство памяти почти 1400 человек, погибших, по данным ООН, во время восстания, целью которого был демонтаж именно этого механизма обмана.

Доказательства причастности комиссии к нарушениям многочисленны и убедительны. Так, во время выборов 2018 года организация Transparency International Bangladesh зафиксировала нарушения в 47 из 50 исследованных избирательных округов, включая вброс бюллетеней в ночь перед голосованием в 33 округах. Комиссия не предприняла значимых действий для расследования этих фактов. Затем последовали выборы 2024 года, которые прошли практически без реальной оппозиции. Националистическая партия Бангладеш (НПБ) обвинила правящую партию «Авами лиг» в поддержке «фальшивых» независимых кандидатов для имитации конкуренции – обвинение, которое «Авами лиг» отвергла. К политическому кризису добавились и финансовые скандалы: сообщалось, что высокопоставленные чиновники присвоили более 20 миллионов така, выделенных на так называемые «специальные переговоры» в рамках обучающих программ.

Временное правительство во главе с доктором Мухаммадом Юнусом признало глубину проблемы. Была сформирована Комиссия по реформе избирательной системы и начато расследование нарушений на трех последних выборах. Однако установленные сроки не соответствуют масштабу задачи – искоренить системную коррупцию, формировавшуюся полтора десятилетия, за несколько месяцев невозможно. Июльская Национальная хартия, призванная закрепить реформы, была подписана политическими партиями лишь в конце 2025 года, причем даже тогда ключевые игроки, как НПБ, высказали несогласие с важнейшими структурными изменениями. Бюрократический аппарат на местах – заместители комиссаров и начальники местной полиции – в значительной степени остался неизменным с прошлой политической эры.

Общественное доверие к избирательной системе подорвано на годы вперед. Граждане Бангладеш видят в Избирательной комиссии не гаранта своих прав, а инструмент автократии, которая их подавляла. Если голосование 12 февраля состоится без полной и очевидной чистки этого аппарата, сформированное правительство с первого дня будет лишено легитимности. Когда неизбежно появятся обвинения в фальсификациях, общество может не дожидаться судебных решений, а вновь выйти на улицы. Это грозит повторением цикла восстаний, коллапса и насилия, который страна пережила после 2024 года.

Единственным прагматичным путем к спасению многие аналитики называют отсрочку выборов на шесть–двенадцать месяцев. Такая пауза позволит Комиссии по реформам завершить свою работу, создать новый состав Избирательной комиссии с реальными полномочиями, а также привлечь к ответственности чиновников, виновных в фальсификациях 2018 и 2024 годов. Это даст время для полноценной реализации Национальной хартии, гарантируя, что все политические партии будут играть по единым правилам. Спешка с проведением выборов не принесет стабильности – она лишь станет затишьем перед новой бурей, в то время как отсрочка дает шанс на проведение по-настоящему честного голосования.