В 2025 году Малайзия стала председателем АСЕАН, сменив Лаосскую НДР. В то же время Малайзия становится страной-партнером нового уровня ниже полноправного членства в БРИКС.
Во время председательства Малайзии состоится 58-я встреча министров иностранных дел АСЕАН, за которой последует 46-й саммит АСЕАН в октябре. Это будет параллельно с рядом других соответствующих диалоговых встреч, включая саммит АСЕАН-Организация Объединенных Наций, саммит АСЕАН-Индия и саммит АСЕАН-Австралия. Также состоится ряд других встреч по специальным темам.
В преддверии прихода к председательству Малайзии средства массовой информации указывают на особую роль, которую может сыграть премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим. Совсем недавно Анвар попросил бывшего премьер-министра Таиланда Таксина Чинавата стать его личным советником по делам АСЕАН.
Реалии АСЕАН
Реалии АСЕАН как региональной политической группировки не обнадеживают. Можно утверждать, что статус АСЕАН находится на нисходящей траектории с момента окончания пребывания доктора Сурина Питсувана из Тайлана на посту генерального секретаря АСЕАН в декабре 2012 года. С тех пор никто с увлеченностью, усердием, трудолюбием и харизмой доктора Пицувана не занимал эту должность.
Экономическое сообщество АСЕАН (АЭС) потерпело ужасный провал с момента его создания 1 января 2015 года. Членство для Восточного Тимора затянулось, не удалось разрешить военные стычки между Камбоджей и Таиландом из-за храма XI века Прасат Вихеар на совместной границе чуть более десяти лет назад. Военная хунта в Мьянме и продолжающиеся боевые действия в стране являются огромным позором для АСЕАН.
Можно утверждать, что АСЕАН — сломанная организация.
На этот раз во главе с Малайзией все выглядит столь же мрачно. Делает дело не премьер страны, а министр иностранных дел. Министр иностранных дел Малайзии Мохамад Хасан — легкий вес в отношении иностранных дел, много лет являясь политиком государственного уровня. Он не Раис Ятим и даже не Сайед Хамид Альбар. Даже заместитель министра иностранных дел Мохамед Аламин был в первую очередь политиком штата Саравак и относительно новичком в федеральном парламенте. В рядах послов больше нет Тан Шри Газзали бин Халидса, а во внешней политике внутри Висма Путеха осталось очень мало талантов.
Назначение Анваром бывшего премьер-министра Таиланда Таксина Чинавата личным советником по делам АСЕАН стало неожиданностью. Похоже, это было своего рода стимулом того момента, когда Анвар обратился к премьер-министру Таиланда и отцу Таксина Паэтонгарну Чинавату, когда он посетила Путра Джаю в прошлом месяце. Сомнительно, предоставит ли судебная система Таиланда Таксину разрешение покинуть Таиланд для выполнения таких обязанностей, а также расследование его госпитализации во время его заключения в тюрьме, пока он отбывал наказание.
Таксин встретился с Анваром на острове Ко Липе (на территории Таиланда), когда Анвар недавно совершил рабочий визит в Лангкави. Тайское телевидение сообщило, что они обсуждали решение проблемы насилия на юге Таиланда и ход боевых действий в Мьянме. Таксин только что приехал с границы Мьянмы, где якобы разговаривал с представителями повстанческих группировок из Мьянмы. Помимо продолжающейся судебной тяжбы Таксина, он запятнан предполагаемой ролью, которую он сыграл в резне Так Бай в Наратхивате во время своего пребывания на посту премьер-министра.
Так что, трудно понять, как Малайзия будет гнать АСЕАН к каким-то предметным достижениям в 2025 году.
Основным узким местом, препятствующим какому-либо реальному прогрессу в рамках АСЕАН, будет проблема Южно-Китайского моря и отношение соответствующих членов к оспариванию главенства и гегемонии в пределах Девятипунктирной линии и прилегающих частей океана, находящихся в споре. Подход каждой нации разнообразен, где сложно будет прийти к каким-то общим приспособлениям.
АСЕАН по-прежнему будет встречей-фестивалем, где изюминкой станут фотовозможности вокруг простых бессмысленных договоренностей, которые не были рассчитаны ни на что. Ничего реального по существу ожидать нельзя, тем более какой-либо сильной позиции АСЕАН по любому вопросу.
Поворотный год для БРИКС
Между тем, БРИКС теперь представляет собой расширенный ‘неформальный’ блок развивающихся экономик, в который входят девять членов: Бразилия, Китай, Россия, Индия, Южная Африка, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Египет и Эфиопия, а также новая категория из 13 государств-партнеров: Алжир, Беларусь, Боливия, Куба, Индонезия, Казахстан, Малайзия, Таиланд, Турция, Уганда, Узбекистан и Вьетнам. На эти страны в совокупности приходится 46 процентов населения Земли и 47 процентов мирового ВВП.
БРИКС строит новые институты, такие как Новый банк развития и Соглашение о условных резервах БРИКС (CRA), которое предоставит государствам-членам альтернативу традиционной банковской системе США по переводу доллара и SWIFT в качестве средства торговли.
Важна не та конфигурация БРИКС, которая важна сама по себе, а все дополнительные соглашения, начиная от обороны и заканчивая технологиями, торговлей и культурными/социальными обменами.
Одним из факторов, который может повлиять на прогресс БРИКС в 2025 году, станет свертывание изменений в политике нового президента США Трампа в течение 2025 года. Многие эксперты считают, что администрация Трампа накажет любую страну, которая не действует в интересах США, тарифами и другими торговыми барьерами. Другие считают, что это амбициозная претензия «Трам» к переговорам.
То, что происходит на саммитах БРИКС, сейчас глобально важно. Бразилия председательствует в БРИКС в 2025 году. Хотя есть такие мелочные вопросы, как отклонение Бразилией просьбы Аргентины о членстве в БРИКС, такие вопросы нужно решать. Еще 8 стран претендуют на членство.
В очередной раз мнения комментаторов относительно их прогнозов о влиянии БРИКС на мировую экономику в будущем разделились. Некоторые полагают, что БРИКС быстро сбросит доллар США и даже создаст новую торговую валюту, завершив таким образом гегемонию американской валюты. Другие считают, что такие прогнозы весьма амбициозны для неформальной организации, которая просто обсуждает проблемы и находит способы помочь друг другу. Другие говорят, амбиции принятия новой валюты есть, но пока не вышли на поверхность.
В некоторой степени БРИКС восстановил дух Бандунгской конференции движения неприсоединения в Индонезии еще в 1955 году, целью которой было содействие миру, сотрудничеству и свободе от колониализации (или неоколонизации).
Малайзия, безусловно, имеет больше возможностей в рамках группы БРИКС, чем АСЕАН. Малайзия получит больше возможностей для продажи своих природных ресурсов, включая масличную пальму и нефть и газ. Будут сделки в сфере технологий, особенно искусственного интеллекта (ИИ) и цифровой экономики. БРИКС может стать ключом к поиску Малайзией новых источников импорта и новых рынков для экспорта.
Конечно, БРИКС будет там, где все действия будут иметь место в 2025 году.
© «ПостАзия» (postasia.ru), перевод на русский язык