Loading . . .

Афгано-пакистанская граница: сотни жертв и взаимные обвинения в эскалации



Минувшей ночью на афгано-пакистанской границе вспыхнули ожесточенные бои, приведшие к многочисленным жертвам с обеих сторон. На фоне эскалации Исламабад был вынужден закрыть два ключевых пограничных перехода. Пакистанские военные заявили об уничтожении более 200 афганских солдат, уточнив, что число раненых «значительно выше». В свою очередь, представитель правительства талибов в Кабуле Забихулла Муджахид сообщил о гибели как минимум 58 пакистанских военнослужащих и ранении около 30. Потери афганской стороны, по его словам, составили девять убитых и 18 раненых.

Обе стороны возлагают друг на друга ответственность за эскалацию, представляя свои действия как ответные. В заявлении пакистанской армии говорится, что «афганские талибы» совершили «неспровоцированное нападение на Пакистан», вынудив Исламабад «отразить атаку» в целях самообороны. Более того, пакистанские военные утверждают, что силы талибов действовали при поддержке группировок, спонсируемых Индией – региональным соперником Пакистана. В Кабуле же заявляют, что их силы провели «успешные ответные операции» вдоль так называемой «линии Дюранда» – границы колониальной эпохи – в ответ на «неоднократные нарушения воздушного пространства и территории Афганистана».

Стороны также обмениваются заявлениями о военных успехах, которые невозможно проверить из независимых источников. Пакистан отчитался об уничтожении нескольких пограничных постов талибов на территории Афганистана, в то время как талибы утверждают, что захватили более 20 пакистанских военных постов. На фоне боев, по сообщениям местных источников, мирные жители с пакистанской стороны границы начали покидать регион в поисках безопасных мест.

Премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф и президент Асиф Али Зардари осудили насилие, возложив вину на Афганистан. «Компромиссов в вопросах обороны Пакистана не будет, и любая провокация получит сильный и эффективный ответ», – заявил Шариф, обвинив власти талибов в предоставлении своей территории «террористическим элементам». Представитель талибов Забихулла Муджахид сообщил журналистам, что «ответные операции были остановлены прошлой ночью по просьбе Катара и Саудовской Аравии», однако добавил, что бои все еще «продолжаются в нескольких районах… из-за продолжающихся атак с пакистанской стороны».

Резкое обострение стало кульминацией ухудшающихся отношений между бывшими союзниками. Главный камень преткновения – группировка «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), также известная как пакистанский Талибан. Исламабад обвиняет Кабул в укрывательстве боевиков ТТП, которые уже много лет ведут вооруженную борьбу против пакистанских властей. Талибы, вернувшиеся к власти в Афганистане в августе 2021 года, эти обвинения отрицают.

Нынешним столкновениям предшествовала беспрецедентная атака пакистанских беспилотников в Кабуле 9 октября. Сообщалось, что целью ударов был лидер ТТП Нур Вали Мехсуд. Остается неясным, был ли он убит, однако источник в ТТП подтвердил гибель двух «важных» членов группировки. После этой атаки МИД Пакистана заявил, что Исламабад уважает суверенитет Афганистана, но «привержен принятию всех мер для обеспечения безопасности своих граждан» и призвал Кабул «прекратить укрывать пакистанский Талибан на своей земле».

Многие аналитики связывают время атаки с историческим визитом министра иностранных дел талибов Амира Хана Муттаки в Индию, который начался 9 октября. «После того, как господина Муттаки тепло встретили индийские официальные лица, были подписаны соглашения и повышен уровень дипломатических отношений, Пакистан счел это подходящим моментом, чтобы послать четкий сигнал Индии, правительству талибов и другим странам», – считает немецкий эксперт по Афганистану Исхак Атмар. В Исламабаде «с обеспокоенностью отметили», что насилие совпало с поездкой главы МИД талибов в Нью-Дели.

На фоне вспышки насилия Иран, Саудовская Аравия и Катар призвали стороны к «сдержанности». Опасения более широкого конфликта усиливаются тем, что Пакистан, обладающий ядерным оружием, привел свои силы в состояние повышенной готовности и у границы с Индией. Сам Афганистан, страдающий от нищеты, остается в международной изоляции, а правительство талибов обвиняется в массовых нарушениях прав человека, особенно в отношении женщин.

Previous post Удар по Кабулу: новая эра в отношениях Пакистана и Афганистана
Next post Удар в спину Пакистану: талибы разыгрывают индийскую карту