
Тридцатилетняя гражданская война в Шри-Ланке против группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ) стала тяжелейшим испытанием для вооруженных сил страны. Как следует из анализа, представленного изданием Fair Observer, особенно серьезный вызов был брошен военно-морскому флоту, который столкнулся с беспрецедентной угрозой со стороны повстанцев. «Морские тигры», военно-морское крыло ТОТИ, бросили вызов конвенциональным стратегиям шри-ланкийских сил, заставив их дорогой ценой учиться асимметричным методам ведения войны.
На начальном этапе конфликта ВМС Шри-Ланки придерживались традиционной доктрины, унаследованной от британской военно-морской системы. Офицеры, обученные по канонам морского господства, оказались не готовы к нетрадиционным атакам «Морских тигров». Уступая флоту в мощи и количестве быстроходных ударных катеров (FAC), повстанцы сделали ставку на атаки смертников, наносящие серьезный урон и подрывающие боевой дух. Вдохновляясь тактикой итальянского спецподразделения времен Второй мировой войны Decima Flottiglia MAS, они также использовали боевых пловцов для диверсий в гаванях и применяли тактику «волчьей стаи» – окружали крупные корабли флота множеством мелких лодок.
Переломный момент наступил после 2005 года, когда командование ВМС Шри-Ланки разработало грозную контрстратегию. Повстанцы наращивали число катеров в атаках, и флот осознал, что для эффективного противодействия требуется одновременно 25–30 ударных катеров, быстро закупить которые на международном рынке было невозможно. Решение, предложенное тогдашним командующим ВМС адмиралом Васантой Караннагодой, оказалось гениальным: флот начал самостоятельно производить небольшие и быстрые катера из стекловолокна.
Эти новые суда получили название «лодки-стрелы» (arrow boats) за свою характерную форму. Оснащенные 250-сильными двигателями, они несли мощное вооружение – от 14,5-мм спаренных пулеметов до гранатометов, импортированных из Китая. Для эффективного применения новой техники были созданы два спецподразделения – Специальная лодочная эскадрилья (SBS) и Эскадрилья быстрого реагирования (RABS), которые в совершенстве овладели тактикой роя для борьбы с морскими силами ТОТИ.
Несмотря на трудности, такие как отсутствие удобной гавани на севере страны, флот нашел способ применять новые лодки, маскируя их за прибрежными скалами. Первое же боевое столкновение в 2007 году доказало их эффективность – «лодки-стрелы» уничтожили два катера «Морских тигров». Вскоре ВМС Шри-Ланки внедрили новую концепцию, сочетая маневренные «стрелы» с более крупными ударными катерами, что резко повысило живучесть и обороноспособность флота.
Результаты были ошеломляющими. Если в 2006 году морские сражения у северо-восточного побережья Шри-Ланки достигали своего пика, то после внедрения «лодок-стрел» их количество резко пошло на спад. В 2007 году было зафиксировано всего 11 прямых столкновений, а к 2008 году их число снизилось до минимума. К марту 2009 года ВМС Шри-Ланки установили полный контроль над прибрежными водами острова, лишив повстанцев их морской мощи.
Опыт Шри-Ланки остается актуальным и сегодня. Как отмечают военные эксперты, будущие конфликты все чаще будут происходить в прибрежных зонах, где море встречается с сушей. Недавние инновации Украины в Черном море, в частности использование морских беспилотников Sea Baby, по своей концепции и дизайну напоминают шри-ланкийские «лодки-стрелы», что подтверждает ценность этой доктрины в противостоянии с превосходящим по силе флотом.
После окончания войны в 2009 году концепция малых катеров не канула в лету. Наоборот, она стала успешным экспортным продуктом оборонной промышленности Шри-Ланки. Так, в 2016 году Нигерия приобрела девять прибрежных «лодок-стрел» на сумму 4,2 миллиона долларов, что подтвердило стратегическую и коммерческую ценность этой уникальной местной инновации.