
В центре меняющегося политического ландшафта Шри-Ланки стоит ключевой вопрос: какие выводы сделал генеральный секретарь партии Janatha Vimukthi Peramuna (JVP) г-н Тилвин Силва из своего первого официального визита в Индию? Как сообщает издание TCSS, эта поездка, состоявшаяся с 5 по 12 февраля 2026 года в рамках программы для почетных гостей Индийского совета по культурным связям (ICCR), имела как символическое, так и практическое значение.
Во время своего визита Силва провел переговоры с министром иностранных дел Индии доктором Джайшанкаром и посетил Гуджарат и Андхра-Прадеш – штаты, которые часто представляют как витрину экономического и технологического прогресса страны. Его размышления выявили неоднозначное сочетание возможностей и вызовов. С одной стороны, он отметил, что Индия делает упор на развитие и инновации, а не на политическое давление с целью подтолкнуть Шри-Ланку к давно откладываемым выборам в провинциальные советы.
С другой стороны, его сравнение Индии и Китая подняло более широкие вопросы о том, на какую модель должна ориентироваться Шри-Ланка, определяя свое будущее. Силва отметил: «В Индии мы видим, что, хотя есть усилия по внедрению новых технологий, возникают некоторые препятствия при реализации этих инициатив, поскольку приходится учитывать религиозные и культурные обычаи и традиции. В Китае все не так».
Позиция Силвы по выборам в провинциальные советы остается двусмысленной. Когда во время его пребывания в Индии речь зашла о тамильском вопросе, он подчеркнул, что находится там в качестве генерального секретаря JVP, представляя партию, а не правительство. В то же время он последовательно называет систему провинциальных советов провальной моделью. Это заставляет задуматься: следует ли понимать его высказывания как отражение позиции партии или как сигнал о политическом курсе будущего правительства?
Вопрос не в том, оказывает ли Индия давление, а в том, проведет ли Шри-Ланка выборы в провинциальные советы без такого внешнего влияния. Силва считает, что если JVP намерена действовать как «ответственное правительство», она должна провести выборы и обеспечить сбалансированное экономическое развитие во всех провинциях.
Позиция Индии в отношении 13-й поправки и передачи полномочий давно ясна. Как заявил доктор С. Джайшанкар в 2021 году: «В собственных интересах Шри-Ланки, чтобы ожидания тамильского народа в отношении равенства, справедливости, мира и достоинства в единой Шри-Ланке были выполнены. Это в равной степени относится к обязательствам, взятым правительством Шри-Ланки по реальной передаче полномочий, включая 13-ю поправку».
Позиция Индии – это не «представительство» тамильских требований, а скорее ответственность соседа, на юге которого проживает более 85 миллионов тамилоязычных людей. Индия утверждает, что обеспечение прав тамилов в Шри-Ланке выгодно самой Шри-Ланке, а не Индии. Тамильские партии Шри-Ланки неоднократно обращались к Нью-Дели, утверждая, что Коломбо пренебрегает своими обязанностями. Их постоянные призывы отражают политическую реальность: когда Шри-Ланка бездействует, тамильские партии обращаются к Индии.
На этом фоне растут подозрения, что возглавляемая JVP коалиция NPP может попытаться вообще упразднить систему провинциальных советов. История JVP подкрепляет такие опасения. В прошлом их кампания против провинциальных советов переросла в насилие, включая убийства сторонников 13-й поправки. JVP когда-то выступала против индийско-ланкийского соглашения и клеймила тамилов индийского происхождения как «инструмент пятой колонны индийского экспансионизма».
Если JVP теперь считает, что и Индия, и она сама изменились, остается вопрос: почему она сопротивляется системе провинциальных советов, созданной по образцу индийской модели разделения власти? Федеративная система Индии предлагает важные уроки. Штат Тамилнад когда-то требовал отделения. Однако к 1967 году Тамилнад отказался от сепаратизма. Сегодня это вторая по величине экономика Индии, опережающая многие северные штаты. Этот успех был достигнут благодаря эффективному управлению на уровне провинции, а не сепаратизму.
Путь Тамилнада показывает, что разделение властей может укреплять единство, способствуя региональному развитию. Эти уроки JVP и следует извлечь из опыта Индии. В Шри-Ланке необходимо создать политическую среду, в которой провинции за пределами Западной провинции могли бы вносить равный вклад в экономический рост. Разделение властей следует рассматривать не только как тамильскую проблему, но и как национальную стратегию развития, ведь индийская система основана не на этнической принадлежности или религии, а на инклюзивном развитии.