Политическая сцена Бангладеш переживает кардинальные изменения: исламистская партия «Джамаат-и-Ислами» (JeI), некогда запрещенная за пособничество пакистанской армии в военных преступлениях, стремительно возвращает себе влияние. Как следует из материала исследователя Шиванги Шармы из Institute for Conflict Management, этот процесс сопровождается публичными извинениями лидеров партии за «ошибки и проступки» прошлого и активной подготовкой к предстоящим национальным выборам.
Всего за несколько недель партия, чья регистрация была аннулирована в 2013 году, прошла путь к полной политической реабилитации. В начале июня 2025 года Верховный суд страны отменил вердикт суда низшей инстанции, признававший регистрацию JeI незаконной. Вскоре после этого Избирательная комиссия официально восстановила партию в правах, вернув ей избирательный символ «Дарипалла» (весы). Этот шаг увенчался оправданием одного из лидеров партии, АТМ Азхарула Ислама, ранее приговоренного к смертной казни за преступления против человечности во время Войны за независимость 1971 года.
Лидер JeI Шафикур Рахман выступил с беспрецедентным заявлением, попросив безоговорочного прощения за все действия партии, причинившие вред с 1947 года, включая ее печально известную роль в войне 1971 года. «Как люди могут ошибаться, так и группа людей может принимать неверные решения», – заявил он, добавив, что история рассудит, что было правильным, а что нет. Одновременно генеральный секретарь Миа Голам Парвар объявил о скором достижении единства всех исламских сил страны для выступления единым фронтом на выборах.
Несмотря на попытки обелить свой имидж, исторический след JeI в Бангладеш неоднозначен. Основанная в 1941 году в Лахоре, партия всегда продвигала идею единого исламского государства, не признавая национальных границ. Во время освободительной борьбы Бангладеш (тогда Восточного Пакистана) ее члены сотрудничали с пакистанской армией против борцов за независимость. После 1979 года JeI стала заметным игроком, системно наращивая влияние, в том числе через широкую сеть медресе, и вступая в союзы с основными политическими силами.
Сегодня JeI ведет активную дипломатическую кампанию, демонстрируя свою новую легитимность на международной арене. Лидеры партии провели серию встреч с высокопоставленными дипломатами из США, Великобритании, Евросоюза, Китая, России, Германии, Японии и Канады. В ходе переговоров с китайской делегацией JeI даже предложила идею создания независимого мусульманского государства в штате Ракхайн в соседней Мьянме. Параллельно партия укрепляет связи внутри страны, встречаясь с командованием армии и руководством ЦИК.
Главной целью JeI, в случае прихода к власти, заявлена реформа системы образования для «развития нравственного воспитания». При этом партия сохраняет консервативные взгляды, выступая против реформ, направленных на расширение прав женщин, и называя их «антиисламскими». Одновременно с заигрыванием с западными дипломатами, JeI продолжает выпускать резкие антииндийские заявления, обвиняя индийское правительство в заговоре с целью «уничтожения» мусульман.
Пройдя путь от полного запрета до центра национального влияния, «Джамаат-и-Ислами» уже завершила отбор кандидатов во всех 300 избирательных округах и ведет переговоры о создании предвыборного альянса. Снятие обвинений в экстремизме с лидера партии и его сына, а также успешная легализация и активная международная деятельность свидетельствуют о том, что JeI полностью восстановилась и готова стать одной из определяющих сил в будущем политическом ландшафте Бангладеш.