
Недавний саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) продемонстрировал два противоположных вектора в торговой политике региона. Как отмечает в своей публикации для Института исследований Южной Азии (ISAS) доктор Сандип Бхардвадж, в то время как АСЕАН успешно обновила соглашение о свободной торговле с Китаем, пересмотр аналогичного договора с Индией зашел в тупик после десяти безрезультатных раундов переговоров.
По иронии судьбы, Китай и Индия начали переговоры о свободной торговле с АСЕАН практически одновременно, в начале 2000-х годов. Однако спустя два десятилетия результаты кардинально различаются. Зона свободной торговли АСЕАН–Китай (ACFTA) превратилась в регулярно обновляемый и масштабный инструмент, тогда как Зона свободной торговли АСЕАН–Индия (AIFTA) остается ограниченной, вызывает взаимное недовольство и не обновлялась уже более десяти лет.
Слабость индийского соглашения подчеркивает недостатки экономической дипломатии Нью-Дели, которой, по-видимому, не хватает динамизма и способности заключать выгодные сделки. Это подрывает не только экономические, но и политические позиции Индии в регионе, создавая образ менее эффективного и влиятельного игрока на мировой арене.
Волна внутриазиатских соглашений о свободной торговле началась после финансового кризиса 1997 года, пошатнувшего веру региона в Запад. АСЕАН начала переговоры с Китаем в 2002 году, а с Индией – в 2003-м. Пекину потребовалось семь лет, чтобы согласовать четыре элемента ACFTA: торговлю товарами, урегулирование споров, торговлю услугами и инвестиции. Нью-Дели же вел более мучительные переговоры, которые растянулись на 11 лет.
Индийское соглашение изначально уступало китайскому в амбициях. Китай и АСЕАН договорились об отмене тарифов на 94% товарных позиций. Для сравнения, Индия взяла на себя обязательства лишь по 78,8%, а страны АСЕАН предоставили ей доступ в среднем по 79,7%. Такая низкая амбициозность AIFTA выделяется на фоне всех торговых соглашений формата «АСЕАН+». Например, Индонезия отменила для Индии тарифы лишь на 48,7% товаров, в то время как для Китая, Японии, Кореи, Австралии и Новой Зеландии этот показатель превысил 90%.
Соглашение с Китаем резко ускорило торговлю. В период с 2003 по 2021 год экспорт Китая в АСЕАН рос более чем в два раза быстрее, чем его экспорт в остальной мир. В то же время индийский экспорт в страны Ассоциации за последние два десятилетия увеличивался примерно теми же темпами, что и в другие регионы планеты.
Пекин и АСЕАН никогда не прекращали переговоров по улучшению своего торгового пакта, обходя спорные вопросы и агрессивно внедряя все, о чем удавалось договориться. В 2015 году ACFTA прошло крупное обновление, а сразу после этого начался следующий раунд переговоров, кульминацией которого стала разработка новой версии – ACFTA 3.0.
Постоянная модернизация превратила ACFTA в инструмент, выходящий далеко за рамки простого снижения тарифов. Его последняя версия расширяет сотрудничество в области цепочек поставок, «зеленых» технологий и цифровой экономики, внедряя новые нормы и стандарты. Будучи ратифицированным юридическим договором, он является гораздо более мощным инструментом, чем меморандумы о взаимопонимании.
Индия не только проявила консерватизм в своих амбициях, но и быстро испытала «раскаяние покупателя» после подписания соглашения. Опасения Нью-Дели усугубились, когда торговый дефицит с АСЕАН, существовавший со времен азиатского финансового кризиса, резко вырос после вступления AIFTA в силу. Страны АСЕАН, в свою очередь, также выразили разочарование ограниченностью договора.
Несмотря на взаимное недовольство, серьезных переговоров по улучшению AIFTA не велось. Хотя стороны договорились о пересмотре соглашения еще в 2015 году, сам процесс начался только в 2023 году и сразу же зашел в тупик. Важно отметить, что пересмотр касается только торговли товарами, а обновление договоренностей по услугам и инвестициям пока даже не планируется.
В последние годы ситуация усугубилась. Нью-Дели все больше обеспокоен тем, что Юго-Восточная Азия используется как канал для китайского экономического проникновения в Индию. Министр торговли Индии Пиюш Гоял даже вызвал некоторое раздражение, назвав АСЕАН «командой Б» Китая.
Примечательно, что на бумаге Пекин должен находиться в худшем положении на переговорах. Многие в Юго-Восточной Азии с подозрением относятся к Китаю из-за споров в Южно-Китайском море и обеспокоены его экономическим доминированием. В то же время Индия пользуется в регионе политическим доверием и не рассматривается как экономическая угроза. АСЕАН была бы рада более глубоким торговым отношениям с Индией как по экономическим, так и по стратегическим причинам.
Тем не менее, AIFTA погрязло в тупиках и взаимных упреках, в то время как ACFTA неуклонно расширяется. Подход Индии к торговым соглашениям остается оборонительным, а китайский – агрессивным. Чтобы зарекомендовать себя как серьезного и эффективного игрока в регионе, Индии, возможно, стоит перенять опыт Китая и сделать свою экономическую дипломатию более активной и решительной.