Недавние политические сдвиги в островных государствах Индийского океана укрепляют влияние Индии в регионе, сообщает издание The Diplomat. Ключевым моментом стала передача Великобританией архипелага Чагос Маврикию в мае этого года после резолюции ООН, которую поддержали 116 стран, включая Индию. Этот шаг не только восстановил суверенитет Маврикия над стратегически важной территорией, но и стал дипломатической победой Нью-Дели, последовательно поддерживавшего претензии своего союзника на международных площадках.
Архипелаг Чагос десятилетиями находился под контролем Великобритании, которая разрешила США использовать один из островов, Диего-Гарсия, в качестве военной базы. Хотя Лондон и Вашингтон по-прежнему контролируют этот крупнейший остров, являющийся ключевым американо-британским военным объектом в Индийском океане, антиколониальная позиция Индии и ее поддержка Маврикия значительно укрепили имидж страны в регионе.
Однако влияние Индии не ограничивается дипломатией. К северу от архипелага Чагос Военно-морские силы Индии контролируют две важнейшие «узкие точки» мирового судоходства – Лакшадвипские и Андаманские острова. Все суда, следующие из богатого нефтью Персидского залива и Аденского залива в Тихий океан, проходят через Девятиградусный канал – 200-километровый морской коридор, пролегающий вдоль индийских Лакшадвипских островов.
Осознавая стратегическую ценность этих морских коммуникационных линий (SLOCs), Юго-Западное военно-морское командование Индии в апреле прошлого года развернуло на Лакшадвипе новую военно-морскую базу. Пройдя мимо Шри-Ланки, грузовые и нефтяные танкеры попадают в Бенгальский залив, где их встречает вторая цепь индийских островов-стражей – Андаманские и Никобарские острова. Они контролируют Шестиградусный канал, который служит воротами в Малаккский пролив и далее в Южно-Китайское море – один из самых оживленных торговых маршрутов мира.
За последние 20 лет Индия превратила эти некогда тихие острова в мощный форпост – Андаманско-Никобарское командование (ANC). Это первое и единственное в стране объединенное командование, где совместно действуют армия, флот и ВВС. Здесь, на острове Кар-Никобар, базируются истребители. В 2012 году ВМС Индии создали у входа в Малаккский пролив авиабазу INS Baaz, что позволило приблизить авиацию на 300 км к этому стратегическому проливу. В планах – строительство взлетно-посадочной полосы длиной 10 000 футов, способной принимать любые истребители.
Таким образом, сильно милитаризованные Лакшадвипские и Андаманские острова дают Индии возможность контролировать основные морские пути Индийского океана. Эксперты отмечают, что ВМС Индии, насчитывающие более 150 современных боевых кораблей, способны в любой момент заблокировать или взять под контроль ключевые маршруты. Это ставит под угрозу поставки нефти в Китай, Японию и страны АСЕАН, а также их экспорт. Через Малаккский пролив ежегодно проходит около 60 000 судов – примерно одно судно каждые девять минут.
Позиционируя себя как «хранителя Индийского океана» и «предпочтительного партнера по безопасности» для соседних стран, Индия выстраивает тесные связи с Маврикием, Мальдивами, Сейшельскими островами и Шри-Ланкой. Индийский флот поставляет этим государствам патрульные корабли и самолеты-разведчики, проводит совместные учения и оказывает гуманитарную помощь в чрезвычайных ситуациях, как это было во время пандемии COVID-19 и цунами 2004 года.
Растущее военное присутствие Индии в Индо-Тихоокеанском регионе вызывает обеспокоенность у Пакистана и Китая. В ответ Нью-Дели заявляет, что его система безопасности должна охватывать огромную территорию – 3,28 млн кв. км суши и 2,2 млн кв. км исключительной экономической зоны, через которую проходит 90% индийской торговли по весу и 77% по стоимости. ВМС Индии – единственный флот, который регулярно действует на всем пространстве от Катара до Малаккского пролива.
Несмотря на это, Нью-Дели считает, что его военно-морская мощь все еще недостаточна по сравнению с таким соперником, как Китай. В связи с этим Индия активно наращивает свой флот. Только в этом году ВМС пополнились тремя новыми боевыми кораблями индийской постройки: фрегатом-невидимкой INS Nilgiri, эсминцем INS Surat и подводной лодкой INS Vagsheer. Позже в строй вошли еще два фрегата – INS Udaygiri и INS Himgiri. Кроме того, из России были получены два фрегата класса «Кривак III» – INS Tushil и INS Tamal, которые являются частью более крупной сделки.