Loading . . .

Проект Hangor: подводный флот Пакистана устарел еще до спуска на воду



Амбициозная пакистанская программа по созданию флота из восьми подводных лодок класса Hangor, некогда представлявшаяся прорывным ответом на морское доминирование Нью-Дели, сегодня выглядит скорее как несбыточная мечта. Задержки в производстве, технологические компромиссы и стремительное развитие индийских противолодочных систем превратили грозный проект в уязвимую цель. Пока первые корпуса сходят со стапелей с многолетним опозданием, ВМС Индии уже развернули многоуровневую и сетецентричную систему обнаружения и уничтожения, которая угрожает превратить каждый поход субмарины Hangor в билет в один конец.

Изначально Исламабад заключил контракт на строительство подлодок, являющихся производными от китайского проекта Type-039B, еще в 2015 году, ожидая получить первую из них к 2022 году. Однако санкции Германии на экспорт дизельных двигателей MTU-396 заставили перепроектировать субмарины под более шумные китайские аналоги SMD-24. Хотя воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ) все еще обещают около двух недель подводной автономии, их акустическое преимущество испаряется, как только лодка вынуждена задействовать шумные генераторы. Хуже того, ключевые компоненты – от силовых установок до боевого программного обеспечения – остаются для Пакистана «черными ящиками», ставя его в полную зависимость от Пекина в вопросах ремонта, запчастей и модернизации.

Пока Пакистан боролся со сборкой первого прочного корпуса, Индия превратила свою воздушную разведку в самую плотную сеть морского патрулирования в Индийском океане. Двенадцать самолетов Boeing P-8I Neptune уже контролируют акваторию в радиусе более 2000 километров, каждый из которых способен выставить поле из сотен гидроакустических буев и атаковать цели торпедами Mark-54 и ракетами Harpoon. Еще шесть «Нептунов», одобренных к закупке, увеличат плотность патрулирования на 50% – как раз к тому моменту, когда флот Hangor достигнет начальной оперативной готовности. Благодаря современным каналам связи данные с самолетов в реальном времени поступают на корабли, спутники и в береговые центры, сжимая цикл от обнаружения до уничтожения цели до нескольких минут.

Обнаружив цель, патрульные самолеты передают ее растущему флоту корабельных вертолетов. К 2026 году два десятка машин MH-60R Seahawks будут базироваться на каждом индийском эсминце и фрегате, готовые в считаные минуты опустить в воду свои гидролокаторы. Их дополняют вертолеты Dhruv Mk III отечественного производства и тяжелые торпеды Varunastra. Для пакистанского командира это означает, что любое обнаружение даже одним гидроакустическим буем может привести к появлению вертолета прямо над головой прежде, чем субмарина успеет скрыться на батареях.

Индийские надводные силы также значительно усилили свой противолодочный потенциал. Четыре корвета класса Kamorta, оснащенные носовыми гидролокаторами HUMSA-NG, буксируемыми антенными решетками и реактивными бомбометами РБУ-6000, уже патрулируют ключевые проходы. Вскоре к ним присоединятся семь стелс-фрегатов проекта 17А и специализированные противолодочные корабли для мелководья, такие как недавно спущенный на воду INS Ajay. Вместе они создают перекрывающиеся пассивные акустические поля, способные обнаружить шум винтов Hangor далеко за пределами ее собственного гидроакустического горизонта, лишая подлодку ее главного козыря – скрытности.

Система морской осведомленности Индии теперь простирается от морского дна до космоса. Датчики, установленные на дне, и автономные подводные глайдеры формируют постоянные «акустические растяжки» на подходах к пакистанским портам. Спутники с радарами синтезированной апертуры способны замечать кильватерный след от перископа даже сквозь муссонную облачность. Проще говоря, в океане остается все меньше мест, где можно спрятаться.

Техника важна, но решающим фактором становится подготовка экипажей. Индийские летчики и моряки ежегодно тренируются с ВМС США, Японии, Франции и Австралии на учениях типа Malabar, оттачивая навыки отслеживания самых современных и тихих атомных подводных лодок. Пакистанские подводники, в свою очередь, практикуются в основном против собственных устаревших субмарин, не имея опыта противодействия современным противолодочным сетям.

К 2028 году Индия будет иметь подавляющее превосходство: десятки современных самолетов, вертолетов и кораблей против прогнозируемого пакистанского подводного флота из одиннадцати лодок, три из которых – это устаревшие субмарины класса Agosta. Соотношение «охотников» и «добычи» превысит 3:1. В этих условиях пакистанская мечта о том, что горстка скрытных подлодок сможет сдержать индийскую авианосную группу, окончательно теряет правдоподобность. Технологический разрыв превращает флот Hangor из сдерживающего фактора в обузу. В итоге китайские «хищники» Аравийского моря рискуют обнаружить, что сами стали добычей – задолго до того, как у них появится шанс открыть торпедные аппараты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Шах и мат от талибов: в Афганистане запретили древнюю игру
Next post Семей: город гения и атомного ужаса