Разрушительный экономический кризис 2022 года в Шри-Ланке стал прямым следствием многолетней налоговой политики, которая способствовала хроническому недофинансированию образования и других государственных услуг. К такому выводу пришла организация Human Rights Watch в своем 101-страничном отчете под названием «Налоговые поблажки, бедствующие школы: как низкие налоги спровоцировали экономический кризис в Шри-Ланке и подорвали ее лидерство в образовании». Аналитики утверждают, что система, созданная сменявшими друг друга правительствами, предоставляла преференции крупным компаниям и состоятельным гражданам, лишая бюджет жизненно важных доходов.
Хотя сокрушительный удар по доходам нанесло резкое снижение налогов бывшим президентом Готабаей Раджапаксой в 2019 году, корни проблемы уходят в конец 1970-х. Именно тогда в стране начался экономический сдвиг в сторону либерализации торговли, а социальные расходы отошли на второй план. В результате доходы от налогов на торговлю и из других источников резко сократились, но их не заменила прогрессивная налоговая система, которая могла бы справедливо перераспределять выгоды от последующего экономического роста.
Вместо этого правительство начало регулярно предоставлять компаниям широкие налоговые льготы через непрозрачную структуру, уязвимую для злоупотреблений. К 2022 году стоимость этих освобождений достигла ошеломляющей суммы – 56% от всех доходов бюджета, что почти в три раза превышало расходы на образование. Кроме того, государство собирало незначительные налоги с личных доходов и активов, что привело к сильной зависимости от косвенных налогов. Около 80% налоговых поступлений приходилось на налоги с товаров и услуг, такие как НДС, которые ложатся тяжелым бременем на плечи бедных слоев населения.
Такая политика привела к тому, что Шри-Ланка, некогда мировой лидер в сфере государственного образования, оказалась в числе отстающих. Если в первые два десятилетия после обретения независимости расходы на образование составляли 3–5% ВВП, то к 2022 году этот показатель упал до 1,5% – одного из самых низких в мире. Недофинансирование привело к тому, что школы были вынуждены взимать плату за базовые нужды, создавая значительные трудности для многих семей и усугубляя неравенство в доступе к качественному обучению.
За сухими цифрами стоят реальные человеческие трагедии. Сусикала, домработница с чайной плантации в Хаттоне, зарабатывает около 14 000 ланкийских рупий (примерно 46 долларов США) в месяц, работая семь дней в неделю. Она с трудом оплачивает школьные сборы и платные дополнительные занятия для двоих детей. «Когда учителя просят купить книги и тетради, я не могу их приобрести, – говорит она. – Я изо всех сил стараюсь обеспечить детям полноценное питание».
В апреле 2022 года низкие налоговые поступления способствовали дефолту Шри-Ланки по своим долговым обязательствам, что спровоцировало глубочайший экономический кризис, потерю рабочих мест и резкий рост стоимости жизни. В марте 2023 года Международный валютный фонд (МВФ) одобрил пакет помощи в размере 3 миллиардов долларов, однако долговая нагрузка остается чрезвычайно высокой – в 2024 году на обслуживание долга ушло 57% доходов страны. На этом фоне к власти пришла партия «Национальная народная сила» во главе с президентом Анурой Кумарой Диссанаяке, пообещавшая масштабные экономические реформы, включая сокращение регрессивных налогов и улучшение системы образования.
Эксперты Human Rights Watch призывают новое правительство рассмотреть возможность отмены корпоративных налоговых льгот из-за их высокой стоимости и сомнительной эффективности. Среди других мер предлагается ввести налог на богатство и постепенно увеличить бюджет на образование до международно согласованного уровня в 4–6% ВВП. Хотя правительство уже предприняло некоторые шаги, например, ввело пособие для семей на покрытие расходов, связанных с обучением, бюджет на образование был увеличен лишь незначительно.
Случай Шри-Ланки отражает глобальные вызовы, с которыми сталкиваются многие страны в рамках текущей международной налоговой системы. Налоговая конкуренция подталкивает правительства к «гонке уступок», лишая их доходов, необходимых для выполнения обязательств в области прав человека. Эта ситуация подчеркивает важность переговоров по налоговому соглашению ООН, которое могло бы создать международные правила, основанные на императивах прав человека, и укрепить сотрудничество для прекращения этой губительной спирали. Для Шри-Ланки же путь к восстановлению лежит через создание справедливой налоговой системы, которая будет финансировать государственные услуги, приносящие пользу всем гражданам, а не только избранным.