Администрация президента США Дональда Трампа приостановила финансирование Агентства США по международному развитию (USAID) и инициировала проверку его деятельности. В связи с этим агентствам ООН и получателям американской помощи был направлен опросник из 36 пунктов. Цель анкетирования – выяснить, не сотрудничают ли эти организации со структурами, связанными с коммунистическими, социалистическими или тоталитарными партиями, а также с теми, кто придерживается антиамериканских взглядов. Кроме того, администрацию интересует, насколько проекты USAID способствуют противодействию «вредоносному влиянию», в частности, Китая.
Приостановка финансирования USAID, которое совместно с Госдепартаментом США управляет большей частью невоенной помощи, уже сказалась на реализации гуманитарных проектов по всему миру. Ежегодно USAID выделяло около 40 миллиардов долларов на проекты, направленные на продвижение демократии, борьбу с авторитаризмом, голодом и улучшение здравоохранения. В 2023 году США предоставили 72 миллиарда долларов более чем 200 странам на 20 000 различных проектов. Нынешний опросник, по заявлению Госдепартамента, демонстрирует намерение администрации Трампа перенаправить финансирование USAID в соответствии с принципом «Америка прежде всего».
Шри-Ланка, одна из стран Южной Азии, также ощутила на себе последствия временной приостановки американских программ помощи. С 1956 года США предоставили Шри-Ланке более 2 миллиардов долларов помощи в различных секторах. USAID является крупнейшим западным донором в стране. В 2023 и 2024 годах Шри-Ланка получила от различных американских программ помощи 120 и 110 миллионов долларов соответственно. После приостановки финансирования USAID правительство Шри-Ланки заявило, что «возможно, придется искать альтернативы», хотя, похоже, не имеет для этого достаточных возможностей. В результате Шри-Ланка может обратиться за помощью к Индии или Китаю.
Приостановка деятельности USAID вызвала в Шри-Ланке неоднозначную реакцию. С одной стороны, возникла неопределенность, особенно для неправительственных организаций (НПО). С другой стороны, местные политические группы поставили под сомнение прошлую деятельность USAID. Они требуют от НПО, получавших финансирование от USAID, предоставить подробные отчеты о расходовании средств. Одним из объектов критики стал проект «Расширение прав и возможностей СМИ для демократической Шри-Ланки» (MEND), реализуемый Международным советом по научным исследованиям и обменам (IREX). Проект, на который было выделено 7,9 миллиона долларов, предусматривал обучение шри-ланкийских журналистов избегать гендерно-бинарного языка. Миллиардер Илон Маск назвал MEND «безумной тратой денег американских налогоплательщиков».
Обсуждается и предполагаемая связь USAID с Джорджем Соросом. Президент Трамп заявил в соцсети X, что Сорос получил от USAID 260 миллионов долларов и использовал эти деньги для «распространения хаоса, смены правительств и личной выгоды» в ряде стран, включая Шри-Ланку. Эти заявления используются для инициирования расследования расходов USAID в Шри-Ланке. Стоит отметить, что обвинения иностранных государств и агентств во вмешательстве во внутренние дела Шри-Ланки не новы. После поражения на президентских выборах 2015 года бывший президент Махинда Раджапакса обвинил в этом разведки Индии и США.
USAID было учреждено президентом Джоном Кеннеди в 1961 году в разгар холодной войны для противодействия советскому влиянию. На протяжении 60 лет агентство служило инструментом «мягкой силы» США. Однако в условиях новой геополитической реальности администрация Трампа, похоже, считает, что программы USAID неэффективны в решении новых задач. Возникает вопрос, смогли ли традиционные программы USAID, например, проект по примирению в Шри-Ланке, противостоять влиянию Китая. Шри-Ланка представляет собой яркий пример обратного. Сложно определить, каким образом программы по расширению прав и возможностей гражданского общества, продвижению прав человека и гендерные проекты, финансируемые USAID после окончания войны в 2009 году, способствовали продвижению глобальных интересов США, в то время как «мягкая сила» Китая в Шри-Ланке продолжает расти.
Мировое сообщество, поддерживающее международный порядок, ожидает от администрации Трампа новой стратегии иностранной помощи. Шри-Ланка, учитывая ее стратегическое расположение в Индийском океане, может оказаться под влиянием нелиберальных сил, что станет вызовом для Индо-Тихоокеанской стратегии США.