Для малых стран выстраивание отношений с Китаем подобно хождению по лезвию ножа — истина, которую в очередной раз доказывает ситуация в Шри-Ланке. Как следует из анализа, опубликованного Центром стратегических исследований — Тринкомали, недавний отказ Коломбо разрешить вход в свои воды исследовательскому судну под флагом ООН вновь обострил дискуссию о присутствии иностранных кораблей. Официальная причина — затянувшаяся работа над стандартными правилами допуска, однако этот случай стал очередным звеном в цепи сложных решений, которые властям страны приходится принимать под давлением глобальных держав.
Этот инцидент особенно показателен на фоне предыдущих событий. В 2022 году правительство Готабаи Раджапаксы, несмотря на серьезные опасения Индии, разрешило швартовку в порту Хамбантота скандально известного китайского судна Yuan Wang 5. По данным Министерства обороны США, этот корабль, управляемый Народно-освободительной армией Китая (НОАК), способен отслеживать запуски спутников и ракет. После смены власти президент Ранил Викремесингхе ввел годичный мораторий на заход иностранных исследовательских судов, в результате чего в 2023 году было отказано другому китайскому судну, Xiang Yang Hong 3. Пекин тогда выразил резкий протест, обвинив Шри-Ланку в том, что она поддается внешнему давлению.
Новое правительство, пришедшее к власти, решило не продлевать запрет, объявив о планах создать комитет для разработки процедур допуска. Однако недавний отказ судну ООН Dr. Fridtjof Nansen, которое должно было провести крупное исследование морской экосистемы, показывает, что правила так и не готовы. Эта нерешительность выглядит особенно странной на фоне того, что ранее, после визита президента Ануры Кумары Диссанаяке в Нью-Дели, правительство разрешило зайти в порт китайскому медицинскому судну. Такая непоследовательность демонстрирует, насколько трудно Коломбо принимать смелые и независимые решения в условиях геополитической турбулентности.
В чем же главная проблема? Основные подозрения связаны с тем, что китайские исследовательские суда часто имеют двойное назначение, и военные цели нередко преобладают над научными. Как отмечает Рой Пауэлл, директор Центра океанических исследований, «все китайские исследовательские суда считаются судами двойного назначения, играющими роль в координации с Народно-освободительной армией. Цели могут быть чисто научными, но в Китае вещи редко бывают чисто научными. Например, глубоководные пространства представляют большой интерес и для подводных сил Китая».
Опасения подкрепляются и фактами. Исследование американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) показало, что многие из этих судов принадлежат государственным организациям, тесно связанным с китайскими военными, или даже ранее находились на вооружении НОАК. Индийский океан является ключевым регионом для Пекина, стремящегося расширить свой «стратегический периметр» за пределы границ Китая, поэтому беспокойство Индии и США по поводу активности китайских кораблей у берегов Шри-Ланки вполне объяснимо.
Власти Шри-Ланки и сами признают трудности. Заместитель министра иностранных дел Арун Хемачандра подтвердил, что работа над правилами для иностранных судов зашла в тупик. Пытаясь найти баланс между Индией и Китаем, Коломбо рискует потерять доверие обеих сторон. Однако выход может быть найден в более тесном сотрудничестве с Нью-Дели. В совместном заявлении по итогам визита президента в Индию стороны договорились «развивать сотрудничество в области гидрографии». Возможно, привлечение индийского опыта для оценки технических аспектов китайских судов могло бы стать решением, ведь в современном мире простого заверения «мы не позволим использовать нашу землю против Индии» уже недостаточно для снятия серьезных опасений в сфере безопасности.