Совместное коммюнике, выданное по завершении государственного визита президента Шри-Ланки Ануру Кумара Диссанайке в Китай, будет внимательно изучено как в Нью-Дели, так и в Вашингтоне.
Четырехдневный государственный визит президента Шри-Ланки Ануру Кумара Диссанайке в Китай с 14 по 17 января привел к множеству взаимных обязательств, которые могут иметь значительные геополитические последствия.
Эти обязательства были четко обозначены в совместном коммюнике, опубликованном после переговоров между президентом Диссанайке с одной стороны и президентом Си Цзиньпином, премьер-министром Ли Цзянем и Чжао Лэцзи, председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, с другой стороны.
Китайская сторона подтвердила свою поддержку Шри-Ланке в «сохранении ее национальной независимости, суверенитета и территориальной целостности, а также уважении и поддержке Шри-Ланки в выборе развития, соответствующего ее национальным условиям».
Со своей стороны, Шри-Ланка подтвердила свою приверженность «независимой неангажированной внешней политике».
Это важное обязательство со стороны Шри-Ланки в контексте постоянной жалобы Китая на то, что Шри-Ланка склонна поддаваться давлению со стороны региональной державы Индии в отношении того, что делать или от чего воздерживаться по отношению к Китаю.
Следует отметить, что правительство Диссанайке уже заявило до прихода к власти, что его решения по проектам, финансируемым иностранными государствами, будут основываться на беспристрастных и разумных основаниях, а не на политических или иных основаниях, которые могут свидетельствовать о недобросовестных действиях.
Китай был недоволен тем, что проект ветровой электростанции на севере Шри-Ланки, изначально предоставленный ему, был отменён и передан Индии. Индия настаивала на том, что присутствие Китая в той части северной Шри-Ланки, которая находится в непосредственной близости от южноиндийского побережья, будет угрожать её национальной безопасности.
Аналогично, когда китайские «исследовательские» суда пришвартовались в порту Шри-Ланки, Индия возразила, заявив, что это на самом деле «шпионские» суда, нацеленные на Индию и индийские интересы в западной части Индийского океана.
Однако китайская сторона утверждала, что исследовательские судна сотрудничали с Национальным агентством по исследованию морских ресурсов и развитию Шри-Ланки (NARA). Также было заявлено, что ни одна другая страна не может нарушать суверенные права другой страны и лишать её доступа к общедоступному глобальному ресурсу, таким как океан.
Попав в затруднительное положение между двумя великими державами, предыдущее правительство Шри-Ланки ввело однолетний мораторий на визиты всех иностранных исследовательских судов. Этот общий мораторий закончился в конце 2024 года. Но правительство Диссанайке не отменило мораторий и не продлило его.
Этот вопрос был поднят Индией на переговорах с президентом Диссанайке в декабре 2024 года. Однако Диссанайке удалось выиграть время, сославшись на то, что его правительство должно рассмотреть определенные вопросы прежде, чем принимать решение.
Тем не менее, в совместном коммюнике Китая и Шри-Ланки от 16 января заявлено, что обе стороны разделяют желание продолжить морское сотрудничество «на основе равенства, взаимного доверия, открытости и взаимной выгоды, а также регулярно проводить двусторонние консультации по морским делам».
Это можно воспринять как намек на то, что китайским судам снова будет разрешено входить в порты Шри-Ланки.
Как бы там ни было, коммюнике заложило прочную основу для морского сотрудничества. В нем сказано: «Стороны готовы углубить сотрудничество в таких областях, как охрана и восстановление морской среды и экосистем, осведомленность в морской сфере, спасение на море и помощь при бедствиях, подготовка моряков и наращивание потенциала, объединяя усилия для создания морского сообщества с общей судьбой. Обе стороны согласились подписать меморандум о взаимопонимании по морскому сотрудничеству в рамках морского партнерства».
Учитывая интерес Китая к продвижению своей глобальной инициативы «Пояс и путь», Шри-Ланка заявила, что она «высоко ценит важную роль сотрудничества в рамках Пояса и пути в своем экономическом и социальном развитии и жизнедеятельности своего населения».
В коммюнике добавлено, что «обе стороны с удовольствием подписали план сотрудничества в рамках Пояса и пути, чтобы поднять качественное сотрудничество Китая и Шри-Ланки в рамках Пояса и пути на новый уровень и совместно открыть новое пространство для взаимовыгодного развития более высокого уровня, более сильной устойчивости и большей устойчивости».
В развитии этой мысли в коммюнике сообщается, что обе стороны согласились продвигать все крупные проекты, такие как интегрированное развитие порта Коломбо и порта Хамбантоты, как часть инициативы Пояса и пути.
С этим заявлением Шри-Ланка стала надежным партнером в глобальной сети инфраструктуры Пояса и пути Китая. Однако инициатива Пояса и пути воспринимается Индией и ее западными партнерами как инициатива, создающая «долговые ловушки», вредные для развивающихся стран, а также как элемент экспансионистской геополитической стратегии Китая. Поэтому Нью-Дели вряд ли положительно оценит вступление правительства Диссанайке в Пояс и путь.
Диссанайке также подтвердил приверженность Шри-Ланки поддерживать и активно участвовать в Глобальной инициативе по развитию, Глобальной инициативе по безопасности и Глобальной инициативе по цивилизации Китая. Но эти инициативы также вызывают подозрение у противников Китая. В их глазах они лишь часть проекции власти Китая, направленной на ослабление влияния его противников в регионе и за его пределами.
Совместное коммюнике заявило, что Шри-Ланка выразила «высокую оценку за ценную поддержку, полученную от Китая в трудные финансовые времена, включая жизненно важную помощь в реструктуризации долгов, связанных с Китаем».
Таким образом, Шри-Ланка простила Китай за то, что он не спешил оказать ей финансовую помощь, когда страна объявила дефолт по займам в размере миллиардов долларов. Именно Индия тогда спасла Шри-Ланку с пакетом помощи в размере 4,5 миллиарда долларов. Конечно, позже Китай исправил ситуацию, помогая Шри-Ланке другим образом, например, поддерживая её в реструктуризации долга и получении пакета помощи от МВФ в размере 2,9 миллиарда долларов.
«Китай продолжит играть позитивную роль в Международном валютном фонде и поддерживать дружественную связь с другими кредиторами, чтобы помочь Шри-Ланке облегчить её финансовые трудности и достичь устойчивости в долгах. Центральный банк Шри-Ланки и Народный банк Китая обновили свое соглашение по обмену валюты и продолжат осуществлять финансовое сотрудничество», — отмечается в коммюнике.
Шри-Ланка, в свою очередь, выразила надежду, что Китай вскоре реализует согласованный план реструктуризации долга совместно с китайскими финансовыми учреждениями.
Что касается торговли, то Китай выразил готовность продолжать поддерживать шри-ланкийские предприятия в чайной, ювелирной и других отраслях в установлении связей с соответствующими китайскими ассоциациями импортеров и экспортеров.
По деликатному вопросу подписания соглашения о свободной торговле (FTA) совместное решение заключалось в том, чтобы продолжить обсуждения. Шри-Ланка была осторожна в подписании FTA с Китаем, поскольку Китай использует такие соглашения для увеличения своего экспорта и не позволяет торговым партнерам продавать больше в Китай.
Тем не менее, Китай пообещал стремиться к пакету FTA «в соответствии с принципами равенства, взаимной выгоды и взаимовыгодных результатов».
Со своей стороны, Шри-Ланка выразила желание принимать «больше бизнес-инвестиций из Китая» и пообещала «обеспечить благоприятный инвестиционный и бизнес-климат для этой цели». И Китай заявил, что будет «продолжать поощрять китайские предприятия инвестировать в Шри-Ланке».
Обе стороны согласились расширить сотрудничество в таких областях, как логистика, зеленое развитие и цифровая экономика, чтобы продвигать высококачественное и взаимовыгодное практическое сотрудничество.
Что касается сельского хозяйства, где Шри-Ланка все еще отстает и импортирует необходимые товары, Китай выразил готовность проводить программы обучения и демонстрации с Шри-Ланкой в таких областях, как биотехнологии для тропических культур, селекция и выращивание растений, а также аквакультура.
Цель состоит в том, чтобы помочь Шри-Ланке расширить экспорт уникальных товаров в Китай, включая чай, фрукты, корицу и морепродукты.
Стороны выразили готовность расширять обмены и сотрудничество с более четким акцентом на сокращение бедности и восстановление сельских районов. Китай выразил готовность помочь Шри-Ланке укрепить потенциал персонала в соответствующих областях.
В совместном коммюнике сказано, что Китай будет поощрять больше «увлеченных» студентов из Шри-Ланки продолжать учебу в Китае и готов поддерживать их государственными стипендиями и создавать профессиональное и техническое обучение для шри-ланкийцев.
Китай будет продвигать обучение китайскому языку в Шри-Ланке и продолжать развивать Совместный центр Китая и Шри-Ланки по образованию и научным исследованиям при Китайской академии наук для укрепления научных и технических обменов и сотрудничества в сфере образования в университетах и научно-исследовательских институтах обеих стран.