Loading . . .

Торговая война США и Китая: Индия оказалась между двух огней



В преддверии саммита АТЭС в Сеуле, запланированного на конец октября 2025 года, торговое противостояние между США и Китаем выходит на новый виток, вызывая серьезную обеспокоенность в Индии. По мнению старшего научного сотрудника Института исследований Южной Азии (ISAS) доктора Амитенду Палита, чьи материалы легли в основу этой статьи, Нью-Дели, и без того пытающийся справиться с последствиями высоких американских тарифов, сталкивается с необходимостью делать крайне тяжелый политический выбор. Даже если нынешняя напряженность спадет, Индия, как и многие другие крупные экономики мира, должна быть готова к многочисленным негативным последствиям этого соперничества.

Последний виток эскалации начался с решения Китая расширить ограничения на экспорт редкоземельных металлов и ввести контроль над их зарубежным производством с использованием китайских материалов. Были анонсированы новые правила, касающиеся применения китайских редкоземельных элементов и технологий их обработки в оборонной промышленности, производстве полупроводников и их последующем реэкспорте. С 1 декабря 2025 года начнет действовать глобальная система лицензирования для контроля за использованием редкоземельных магнитов и критически важных материалов из Китая в любых цепочках поставок.

Реакция США на действия Пекина была предсказуемо агрессивной. Президент Дональд Трамп объявил о введении стопроцентных дополнительных пошлин на китайский экспорт. Этот ответный удар последовал на фоне взаимного повышения обеими странами портовых сборов для судов, построенных или управляемых противоположной стороной – это явная попытка ослабить контроль друг друга над мировыми судоходными перевозками.

Ни Вашингтон, ни Пекин не намерены отступать в демонстрации своей экономической мощи и стремлении контролировать мировые рынки, торговлю и стратегические цепочки поставок. «Вооружение» тарифов и экспорта чипов со стороны США теперь «дополнилось» использованием Китаем своей почти монополии на глобальные поставки редкоземельных металлов. Этот конфликт вряд ли закончится, даже если лидеры двух стран встретятся в Сеуле. Обе стороны продолжат работать над ослаблением стратегических амбиций друг друга, применяя новые геоэкономические тактики, что приведет к еще большей фрагментации критически важных цепочек поставок и переориентации мировой торговли.

Подобная тактика и ее влияние на глобальную торговлю имеет серьезные последствия для всего мира, и в особенности для Индии. И США, и Китай будут пытаться убедить или даже принудить своих торговых партнеров, особенно таких крупных, как Индия, пойти на уступки, которые были бы выгодны им в ущерб другой стороне. В этом отношении Нью-Дели оказался на распутье.

Индии до сих пор не удалось заключить торговое соглашение с США. Отношения с Вашингтоном осложнились из-за введения высоких пошлин и внезапного потепления в отношениях Америки с Пакистаном. С другой стороны, несмотря на недавнюю «оттепель» в связях Индии с Китаем, выразившуюся в возобновлении прямых авиарейсов и выдачи туристических виз, дефицит доверия между странами сохраняется.

Обе сверхдержавы внимательно следят за Индией, чтобы ее экономическая политика не нанесла ущерба их стратегическим интересам. В то время как США настаивают на прекращении закупок Индией российской нефти, Китай требует гарантий, что поставляемые в Индию редкоземельные металлы не будут перерабатываться и реэкспортироваться в США или их союзникам. Недавно поданная Китаем жалоба в ВТО на индийскую программу субсидирования PLI (Production Linked Incentive), которая якобы нарушает принцип национального режима, – еще больше усложняет для Индии выбор политического курса.

Индия изо всех сил пытается сохранить политическую автономию и гибкость, маневрируя в условиях американо-китайского соперничества. И эта борьба обходится ей дорого. США показательно «наказали» Индию повышенными тарифами за покупку российской нефти. Эти пошлины могут быть отменены только в том случае, если Индия обязуется прекратить закупки. Такое обязательство повлечет за собой стратегические издержки – как политические, из-за осложнения отношений с Россией, так и экономические, из-за необходимости переключаться на более дорогую американскую энергию. Сохранение же текущей позиции означает дальнейшие убытки для ключевых экспортоориентированных и трудоемких отраслей – текстильной, кожевенной, обувной и химической.

С другой стороны, жалоба Китая на индийские субсидии, по-видимому, является тактическим ходом. Его цель – заставить Индию согласиться на более равные условия для китайских «зеленых» инвестиций, например, в производство электромобилей, солнечных панелей и аккумуляторов, поскольку Пекин пристально следит за индийским рынком. Это также может быть уловкой, направленной на то, чтобы Индия отказалась от субсидий для производителей смартфонов, где доминирует Apple, и чтобы китайские бренды, такие как Oppo, Vivo и Huawei, могли успешнее конкурировать на рынке.

Для индийской дипломатии и торговой политики настали непростые времена навигации в неспокойных водах. Любые решения будут сопряжены с издержками, поскольку свою цену имеет как принятие на себя обязательств, так и отказ от них. Реализм и оценка более широких экономических выгод должны стать решающими факторами при выборе дальнейшего пути.

Previous post Утечки как стратегия: Индия переосмысливает роль разведки в XXI веке