Согласно новому отчету Интерпола, мошеннические центры, использующие принудительный труд похищенных людей, превратились из региональной проблемы Юго-Восточной Азии в глобальный кризис. Эта преступная индустрия, построенная на кибер-рабстве, расширила свою географию, и теперь ее жертвами становятся граждане 66 стран мира, не оставляя в стороне ни один континент.
Несмотря на то что Юго-Восточная Азия остается основным «хабом» этой преступной сети, куда привозят 74% всех жертв, правоохранительные органы фиксируют появление аналогичных центров и в других частях света. Новые очаги кибер-мошенничества активно развиваются на Ближнем Востоке, в Центральной Америке, а Западная Африка, по оценкам экспертов, рискует стать следующим крупным региональным центром этой криминальной индустрии.
Схема преступления затрагивает две группы жертв. Первых заманивают в рабство через фальшивые объявления о работе с привлекательными условиями. По прибытии у людей отбирают документы, запирают в специальных комплексах и под угрозой пыток, избиений и сексуального насилия заставляют заниматься онлайн-мошенничеством. Второй группой жертв становятся люди по всему миру, которых обманывают эти невольники, выманивая деньги и нанося серьезный финансовый и психологический ущерб.
Анализ Интерпола показывает портрет организаторов этой сети. Порядка 90% вербовщиков и надзирателей — выходцы из стран Азии, однако география преступников расширяется: около 11% из них уже являются гражданами стран Южной Америки и Африки. В подавляющем большинстве это мужчины (80%), причем 61% из них — в возрасте от 20 до 39 лет.
Преступники активно осваивают и новые технологии. Искусственный интеллект все чаще используется для создания убедительных поддельных объявлений о работе, чтобы заманивать новых жертв. Кроме того, с помощью технологии «дипфейк» генерируются фото и видео несуществующих людей для схем романтического мошенничества и сексторшена — шантажа интимного характера.
Отчет также указывает на опасную связь кибер-рабства с другими видами транснациональной преступности. Установлено, что каналы, по которым людей переправляют в мошеннические центры, используются и для контрабанды наркотиков, оружия и охраняемых видов диких животных, таких как тигры и панголины. Это свидетельствует о диверсификации деятельности криминальных синдикатов, которые превращают регионы с мошенническими центрами в узловые точки для различных видов незаконной торговли.
«Охват онлайн-центров мошенничества стал глобальным и представляет собой динамичную и постоянную угрозу», — заявил исполняющий обязанности исполнительного директора полицейских служб Интерпола Сирил Гут. По его словам, борьба с этой стремительно разрастающейся проблемой требует скоординированных международных действий, усиления обмена информацией между правоохранительными органами пострадавших стран и укрепления партнерства с неправительственными организациями и технологическими компаниями, чьи платформы эксплуатируются преступниками.