
Нападения разъяренной толпы на индийские дипломатические представительства в Бангладеш являются частью тщательно продуманного плана, конечной целью которого может стать приход к власти исламистов. Организованная кампания по разжиганию антииндийских настроений началась после убийства лидера «Инкилаб Манча» Османа Хади, в котором обвинили правящую партию «Авами Лиг» и Индию. Косвенно под удар попала и партия BNP, поскольку Хади намеревался конкурировать с ее влиятельным лидером Мирзой Аббасом.
За спланированными акциями стоит про-пакистанская партия «Джамаат-и-Ислами», пользующаяся поддержкой временного правительства во главе с нобелевским лауреатом Мухаммадом Юнусом. Примечательно, что сама «Джамаат-и-Ислами» остается в тени, выдвигая на передний план жаждущие славы молодежные бригады из созданной Юнусом Национальной гражданской партии (NCP) и другие мелкие исламистские группировки. Пока молодые активисты публично клянутся закрыть индийские миссии и угрожают «поддержать сепаратистские группировки на северо-востоке Индии», руководство «Джамаат» мобилизует свои сети медресе, выводя на улицы десятки тысяч студентов. Цель – «Rajpath Dokhol», или «захват улиц», силами студенческого крыла партии, чтобы поддерживать политическую напряженность в преддверии парламентских выборов, намеченных на февраль следующего года.
Единственным политическим капиталом альянса «Джамаат» и NCP является спекуляция на «угрозе индийской экспансии» и религиозных чувствах. Лидеры «Джамаат-и-Ислами» беззастенчиво призывают голосовать за них, чтобы обеспечить себе место в раю после смерти, а один из них даже заявил, что голосование за партию является прямым предписанием Аллаха. Этот союз выгоден обеим сторонам: «Джамаат-и-Ислами» нуждается в поддержке Юнуса, чтобы придать своему правительству респектабельный международный облик и не выглядеть партией фундаменталистов, а сам Юнус стремится занять пост президента. Эта должность гарантирует ему иммунитет от многочисленных судебных преследований по обвинению в финансовых махинациях и отмывании денег, а также сделает его верховным главнокомандующим вооруженными силами.
Для Мухаммада Юнуса и «Джамаат-и-Ислами» насильственные протесты – беспроигрышная стратегия. Террор, развязанный их сторонниками под видом «спонтанной реакции» на убийство Хади, призван запугать оппонентов и заставить их сидеть дома. Жестокое линчевание индуистского рабочего Дипу Даса является сигналом для религиозных меньшинств, чтобы отбить у них желание идти на избирательные участки. Если тщательно срежиссированное насилие поможет «Джамаат-и-Ислами» прийти к власти, Юнус достигнет своей цели. Если же ситуация выйдет из-под контроля, он сможет отменить выборы и продолжить управлять страной во главе временного правительства.
Такое развитие событий несет серьезные риски для всего региона. Победа «Джамаат-и-Ислами» или отмена выборов с сохранением власти Юнуса станут плохой новостью для Индии. Это приведет к укреплению связей Бангладеш с Пакистаном и Турцией и создаст для Дели перспективу скрытой войны на два фронта прямо у его границ.