В недавнем обращении к Конгрессу США президент Дональд Трамп затронул не только вопросы внутренней политики, но и неожиданно коснулся американо-пакистанских отношений. Большая часть его выступления была посвящена планам дерегулирования, сокращения федерального правительства и изменения иммиграционного законодательства. Однако, когда речь зашла о глобальной безопасности, Трамп особо отметил вклад Пакистана в борьбу с терроризмом.
Трамп вновь заявил о необходимости усиления борьбы с «радикальным исламским терроризмом». Он упомянул теракт в аэропорту Кабула в августе 2021 года, в результате которого погибли 13 американских военнослужащих и 169 афганских мирных жителей, возложив вину за трагедию на администрацию Байдена. Неожиданно для многих экспертов по внешней политике, Трамп сообщил о задержании одного из организаторов этого теракта – Мохаммада Шарифуллы, главного командира ИГИЛ-Хорасан (ISKP).
Трамп публично отметил вклад Пакистана в арест Шарифуллы, который был задержан в ходе рейда на пакистано-афганской границе. Этот шаг имеет большое значение, учитывая исторически напряженные отношения между Вашингтоном и Исламабадом, особенно после вывода американских войск из Афганистана в 2021 году. Заявление Трампа о том, что он «рад сообщить» об аресте Шарифуллы и благодарен пакистанскому правительству, может свидетельствовать о возможном потеплении в отношениях между США и Пакистаном.
Арест Шарифуллы – важная победа в борьбе с терроризмом. Для Пакистана признание со стороны США является долгожданным подтверждением его усилий в этой области. Премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф поблагодарил Трампа за высокую оценку, но подчеркнул, что Пакистан твердо привержен борьбе с терроризмом, напоминая об огромных потерях, которые страна понесла в этой борьбе.
Сообщается, что операция по задержанию Шарифуллы готовилась несколько месяцев, а американская разведка предоставляла важную информацию о его местонахождении. ЦРУ, получив оперативные данные, взаимодействовало с пакистанской разведкой для поиска и ареста боевика. Этот рейд свидетельствует о продолжении, пусть и негласного, военно-военного сотрудничества между двумя странами.
Администрация Трампа перечислила Пакистану 397 миллионов долларов в рамках американской программы мониторинга использования пакистанскими военными истребителей F-16. Этот шаг является жестом доброй воли по отношению к Америке в знак признания стратегической важности Пакистана в борьбе с терроризмом и содействия стабильности в регионе. Ранее Исламабад столкнулся с рядом трудностей в оборонных отношениях с Вашингтоном, особенно после замораживания военной помощи в 2016 году.
Некоторые аналитики интерпретируют это как признак того, что обе страны стремятся возобновить отношения в общих интересах безопасности. Для Пакистана, переживающего экономические и политические трудности, активизация военного сотрудничества с Америкой выгодна с точки зрения безопасности и стратегии. В условиях роста террористической активности в Пакистане и Афганистане, в частности со стороны «Исламского государства» и пакистанских талибов, усиление контртеррористического сотрудничества по-прежнему необходимо.
Хотя эффективная координация действий при аресте Шарифуллы демонстрирует способность США и Пакистана отложить в сторону разногласия ради сотрудничества в борьбе с терроризмом, пока неясно, насколько краткосрочное взаимодействие приведёт к более широкому пересмотру отношений. Эксперты проявляют осторожность в прогнозах на долгосрочную перспективу, учитывая непоследовательность внешнеполитического курса Трампа. Проблемными моментами в дальнейшем развитии сотрудничества с Вашингтоном могут стать вопросы, касающиеся действий Пакистана в отношении Индии и борьбы с внутренним терроризмом.
Тем не менее, успешное сотрудничество в деле ареста Шарифуллы открывает для двух стран возможность начать процесс построения более прочных и взаимовыгодных отношений. В ближайшие месяцы станет яснее, как изменятся отношения между США и Пакистаном, а также какую роль они будут играть в будущей международной контртеррористической политике.