Несмотря на исторически сложившуюся поддержку партии «Авами Лиг» и ее лидера Шейх Хасины, основанную на глубоких связях и успешном партнерстве, Россия была вынуждена скорректировать свою стратегию после политических потрясений в Бангладеш в августе 2024 года. Уход Хасины из власти побудил Москву оперативно наладить контакты с временным правительством под руководством главного советника Мухаммада Юнуса. Российская сторона выражает надежду на конструктивное сотрудничество и подтверждает свою приверженность продвижению крупных экономических проектов и поставкам необходимых товаров, что обеспечило плавный переход в отношениях между странами.
Примечательно, что министр иностранных дел Бангладеш Мохаммад Джашим Уддин стал одним из немногих дипломатических представителей из Южной Азии, помимо Индии и Шри-Ланки, посетивших Казань для участия в саммите БРИКС в 2024 году. Поскольку Бангладеш сохраняет интерес к присоединению к БРИКС, Москва может использовать этот фактор в зависимости от дальнейшего развития двусторонних отношений. На данный момент Россия подтверждает свою поддержку усиления роли Бангладеш в группе в случае ее возможного расширения.
На фоне дезорганизации в рядах «Авами Лиг» Россия, по всей видимости, пересматривает свои связи с различными политическими силами в Бангладеш. Недавняя встреча российского посла Александра Хозина с руководством партии «Джамаат-и-Ислами», в ходе которой стороны обменялись любезностями и, как сообщается, обсуждают предстоящие выборы, является показательным примером. Пока неясно, намерена ли Москва налаживать отношения с Националистической партией Бангладеш (BNP), которая обвиняет Россию во вмешательстве в выборы в январе 2024 года и чей потенциальный приход к власти традиционно рассматривался как вызов российским интересам. Позитивным фактором для контактов Москвы с различными игроками в Дакке является то, что Бангладеш перестает быть ареной противостояния США и России. Администрация Трампа сместила фокус своего внимания с Южной Азии и конкретно Бангладеш, оставляя больше пространства для российской дипломатии.
Позиции России в Бангладеш остаются сильными, подкрепленные экономической помощью и содействием в развитии, что помогло Москве справиться с политической турбулентностью в Дакке. Энергетическое сотрудничество, центральным элементом которого является проект атомной электростанции «Руппур» (RNPP), было и, вероятно, останется важной опорой двустороннего партнерства. АЭС, состоящая из двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 общей мощностью 2400 мегаватт, должна покрыть до 10 процентов энергопотребления Бангладеш. Строительство финансируется за счет российского кредита в размере 11,38 миллиарда долларов США, покрывающего около 90 процентов стоимости проекта. Его погашение сопряжено с трудностями после того, как финансовый сектор России попал под санкции США и Европы в 2022 году. В результате Бангладеш не смог выполнить свои кредитные обязательства и должен России около 1 миллиарда долларов США в виде процентов и других расходов по проекту. Хотя главный советник Юнус недавно заявляет, что финансовые вопросы урегулированы, и Бангладеш погашает долг на счет в Дакке, вероятно, российские компании смогут использовать эти деньги только внутри бангладешской финансовой системы.
Ввод АЭС «Руппур» в эксплуатацию первоначально планировался на конец 2024 года, но сроки сдвигаются. Хотя проект оказался в центре внимания из-за обвинений в коррупции против бывшего премьер-министра Шейх Хасины и членов ее семьи, задержка в первую очередь связана с техническими, а не политическими или финансовыми аспектами. В настоящее время строительные работы и монтаж турбин завершены, первый энергоблок готовится к загрузке топлива и последующему запуску. Выработка первых киловатт-часов на новой АЭС к концу 2025 года является теперь основной целью российского подрядчика проекта, компании Росатом.
Хотя двусторонний товарооборот скромен и составляет около 1 миллиарда долларов США, а Россия не входит в топ-20 торговых партнеров Бангладеш, она является важным поставщиком специфических товаров, особенно сельскохозяйственной продукции и удобрений. На зерновые приходится 87 процентов всего импорта Бангладеш из России. Бангладеш входит в тройку крупнейших импортеров российского зерна и является основным направлением поставок этой продукции в Южной Азии. В 2023/2024 сельскохозяйственном году Россия экспортировала в Бангладеш рекордные 3,5 миллиона тонн пшеницы, что составило более половины всего импорта этой культуры страной за указанный период. Тенденция к росту поставок российской пшеницы сохраняется: с июля 2024 по январь 2025 года в Бангладеш поступило 2,3 миллиона тонн. Поставки других культур также значительно выросли в 2023/2024 году: экспорт гороха увеличился почти в 44 раза, а семян горчицы – более чем в 10 раз.
Поставки удобрений являются еще одним важным направлением российского экспорта. Согласно контракту, заключенному в июле 2024 года между Торговой корпорацией Бангладеш и российским «Продинторгом», Россия поставит Бангладеш не менее 300 000 тонн хлористого калия до июня 2025 года. С августа 2024 года Москва также предлагает предоставить 30 000 тонн хлористого калия (MOP) «в знак дружбы и глубокой искренности», хотя эта партия еще не доставлена.
Важность экономических связей между двумя странами была подчеркнута на встрече вице-премьера России Алексея Оверчука с главным советником Мухаммадом Юнусом на полях Боаоского азиатского форума в Китае 27 марта. Это была встреча на самом высоком уровне между двумя странами после смены власти в Бангладеш. Краткие комментарии по итогам взаимодействия свидетельствуют, что Дакка поддерживает намерение Москвы и далее наращивать экспорт пшеницы и удобрений в Бангладеш и что обе стороны стремятся расширять контакты между людьми.
В последнее время связи между людьми приобретают новое измерение, поскольку Россия сталкивается с острой нехваткой рабочей силы. Хотя процесс привлечения иностранной рабочей силы все еще чрезмерно бюрократизирован и находится в пилотном режиме, наблюдается значительный всплеск количества виз, выданных гражданам Бангладеш, которые открыли для себя Россию как новое место для работы. Общее количество виз, выданных в январе-марте 2025 года, увеличилось в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя абсолютные цифры остаются небольшими. Дакка также ожидает от Москвы упрощения визового режима и предоставления больших возможностей бангладешским студентам для получения высшего образования в России.
Постепенное развитие связей между людьми омрачается тревожными инцидентами. Несколько граждан Бангладеш стали жертвами торговли людьми, были завербованы в российскую армию и отправлены на передовую в Украину. Это вынудило власти принять дополнительные меры предосторожности в международных аэропортах страны для граждан, вылетающих в Россию. Интересно, что этот вопрос публично не поднимался на российско-бангладешских переговорах и был оставлен для внутренних расследований «в отношении вербовочных и туристических агентств, причастных к такой деятельности».
Хотя могло показаться, что Россия утратила значительную часть своего политического влияния в Бангладеш с уходом «Авами Лиг» от власти, Москва сумела быстро найти взаимопонимание с временным правительством и теперь налаживает новые связи. Какая бы политическая сила ни контролировала власть, она, вероятно, будет поддерживать определенный уровень партнерства с Россией, если последняя будет предлагать необходимые решения для энергетической и продовольственной безопасности Бангладеш и соответствовать многовекторной внешней политике, которую продолжает культивировать Дакка.