
Новые подробности скандальной истории, связанной с бывшим послом движения «Талибан» в Исламабаде, стали достоянием общественности благодаря видеозаписи, опубликованной журналистом Тахиром Ханом. На ней экс-глава межведомственной разведки Пакистана (ISI) генерал Эхсан-уль-Хак опровергает обвинения в «предательстве» муллы Абдулы Салама Заифа, рассказывая о непростых решениях, которые Исламабаду пришлось принимать после терактов 11 сентября 2001 года.
Генерал Эхсан пояснил, что после официального прекращения признания режима талибов Исламабадом Заифу, тем не менее, позволили оставаться в его дипломатической резиденции. Это решение, деликатное с дипломатической точки зрения, создало для Пакистана серьезные осложнения и поставило страну в неловкое положение на международной арене. Новые данные раскрывают всю сложность позиции Пакистана в тот период, когда страна лавировала между меняющимися глобальными альянсами и необходимостью управлять региональными связями.
Оставшись в Исламабаде после падения режима талибов в 2001 году, мулла Заиф фактически превратил свою резиденцию в медиацентр. Международные журналисты постоянно дежурили у его дома, а сам он регулярно проводил пресс-конференции, транслируя позицию «Талибана». Эта деятельность шла вразрез с новым курсом Пакистана на союз с коалицией во главе с США и вызывала серьезное беспокойство. Согласно мемуарам Заифа My Life with the Taliban, лидеры движения даже рассматривали возможность создания в Пакистане правительства в изгнании во главе с ним – шаг, который мог бы полностью подорвать международные обязательства Исламабада.
Власти Пакистана официально попросили муллу Заифа освободить дипломатическую резиденцию, поскольку его статус был аннулирован. Ему предложили остаться в стране в качестве обычного афганского гражданина, однако он ответил отказом. Несмотря на неоднократные призывы со стороны МИД и по другим официальным и частным каналам, Заиф продолжал упорствовать. В то время Пакистан принимал почти пять миллионов афганских беженцев, ни один из которых не был передан властям США, что отражало осторожный гуманитарный подход Исламабада на фоне растущего международного давления.
Поскольку мулла Заиф отверг все предложенные варианты, правительство приняло решение о его депортации. Его доставили на вертолете к пограничному переходу Торхам для репатриации в Афганистан. По словам генерала Эхсана-уль-Хака, даже во время полета пакистанские официальные лица сделали последнюю попытку урегулировать ситуацию: они предложили Заифу изменить курс, если он согласится переехать в другое место в Пакистане. Он снова отказался, что и предрешило его высылку.
Сразу после пересечения границы на афганской территории мулла Заиф был арестован местными силами безопасности и передан Соединенным Штатам. Впоследствии он был отправлен в тюрьму Гуантанамо, где провел почти четыре года. После освобождения он написал мемуары под названием My Life with the Taliban, которые были изданы в Индии. В Пакистане книга вызвала скандал из-за искаженного, по мнению многих, изображения событий и критики в адрес страны, которая предоставила ему убежище и дипломатические привилегии. Публикацию расценили как «предательство» гостеприимства.
История муллы Заифа отражает более широкую историческую дилемму Афганистана, который на протяжении десятилетий часто делал выбор в пользу сопротивления, а не реформ, вооруженной борьбы, а не регионального сотрудничества. Для достижения мира и процветания стране необходимо решительно отказаться от «культуры оружия» и сделать ставку на экономическую трансформацию, развитие инфраструктуры и дипломатию. Без такого сдвига, как считают многие аналитики, международное сообщество больше не будет мириться с угрозами терроризма и нестабильности, исходящими с афганской земли.