Европейский союз провел саммит со странами Центральной Азии в Самарканде, демонстрируя возросшее внимание Европы к этому региону в последние годы. Отношения строятся на основе стратегии ЕС-Центральная Азия, которая отличается прагматичным и последовательным подходом. Эта стратегия направлена не только на достижение целей реальной политики, таких как диверсификация источников энергии и обеспечение региональной безопасности, но и на укрепление взаимодействия в других областях, включая транспорт и устойчивость. Три года назад официальные визиты представителей Европейского совета состоялись в Узбекистан и Казахстан, а в 2022 году они приняли участие в первой встрече лидеров стран Центральной Азии на высоком уровне в Астане, подтвердив стремление ЕС углублять связи с этими государствами.
По сообщению пресс-службы президента Казахстана, 3 апреля 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев провел переговоры с председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен на полях саммита ЕС-Центральная Азия. Казахстан является второй по величине экономикой среди постсоветских государств после России, ВВП на душу населения в 2023 году достиг 13 232,8 долларов США.
В центре переговоров находились перспективы сотрудничества между Казахстаном и ЕС в таких сферах, как экономика, цифровизация и инновации. Обе стороны приветствовали начало работы над соглашениями об упрощении визового режима. Президент Токаев подчеркивает, что Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) между ЕС и Казахстаном остается основой их многогранного сотрудничества. Он определяет четыре приоритетных направления для углубления взаимодействия с Европой: энергетика; крупные инфраструктурные и промышленные проекты; расширение транспортно-логистических сетей; цифровые инновации, передовые технологии и искусственный интеллект. Президент фон дер Ляйен в свою очередь отмечает важность транспортно-логистических проектов, включая Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), а также приветствует недавнее открытие значительного месторождения редких металлов в Казахстане.
Казахстан стал одним из ключевых стратегических партнеров ЕС, особенно после начала российско-украинской войны, которая существенно изменила геополитический ландшафт региона и мира. Европа оказалась отрезанной от основных источников энергии, таких как природный газ, ранее поставлявшийся Россией. Давняя цель ЕС по достижению углеродной нейтральности побуждает его искать альтернативные источники энергии, обращаясь к Казахстану за его редкоземельными элементами и ураном.
В 2025 году Казахстан и Европейский союз отмечают 34 года партнерства, установленного с момента обретения страной независимости в 1991 году. ЕС является главным торговым партнером Казахстана, на его долю приходится 40% внешней торговли страны. Кроме того, ЕС выступает ведущим иностранным инвестором в Казахстане, обеспечив половину притока прямых иностранных инвестиций в 2018 году.
Экономические связи сосредоточены в первую очередь на инвестициях и диверсификации торговли. Руководство Казахстана движется к модели европеизации, что иллюстрирует инициатива «Пять институциональных реформ». После принятия Версальской декларации в марте 2022 года страны-члены ЕС договорились быстро сократить свою зависимость от российских энергоносителей.
Отношения между Центральной Азией и ЕС во многом определяются общими интересами в энергетическом секторе. Даже в условиях продолжающейся войны между Россией и Украиной партнерство ЕС и Казахстана остается сфокусированным на энергетическом сотрудничестве через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) и инициативу ЕС Global Gateway.
С начала войны в Украине ЕС неоднократно выражал желание укрепить связи в энергетическом секторе. На 20-м заседании Совета сотрудничества ЕС-Казахстан в октябре 2022 года ЕС признал вклад Казахстана в европейскую энергетическую безопасность и поддержал развитие возобновляемых источников энергии.
Европа и Казахстан стремятся сотрудничать не только в энергетике, но и в продвижении мира и безопасности в более широком регионе. Таким образом, безопасность, стабильность и процветание в Центральной Азии также занимают важное место в повестке дня. Присутствие в регионе других крупных держав, таких как Китай и Россия, также подталкивает ЕС к активизации партнерских усилий.
Экономическое сотрудничество между Казахстаном и ЕС играет значительную роль в экономике последнего, учитывая, что ЕС является ведущим торговым и инвестиционным партнером Казахстана. Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) можно считать ключевым индикатором экономической активности с 2020 года по настоящее время.
Переход к зеленой экономике стал одним из главных приоритетов ЕС после вторжения. В ноябре 2022 года был подписан Меморандум о взаимопонимании (MoU) по стратегическому партнерству в области устойчивого сырья, производственно-сбытовых цепочек аккумуляторов и возобновляемого водорода для лучшего управления сырьевыми ресурсами. Это направлено на преобразование энергетического сектора с помощью возобновляемого водорода и цепочек создания стоимости аккумуляторов. Развитие устойчивого рынка критически важного сырья, такого как литий, кобальт и поликремний, ускоряет продвижение технологий зеленой энергетики. Таким образом, Казахстан является не просто важным, а надежным и ключевым партнером для ЕС.
Сотрудничество между Европейским союзом и Казахстаном выходит за рамки экономических связей, охватывая усилия по демократизации и развитию. Сюда входят такие ключевые темы, как образование, дипломатические визиты лидеров ЕС и Казахстана, климатические инициативы, права человека, вопросы коррупции, правосудие и внутренние дела. 2021 год ознаменовался значительным прогрессом в демократизации в Центральной Азии, особенно в Казахстане, с упором на региональное развитие. Например, 2-3 декабря в Казахстане состоялись регулярный Диалог по правам человека и заседание Подкомитета по вопросам юстиции и внутренних дел. В ходе диалога обсуждались реформы президента Токаева в области прав человека и их реализация. Подкомитет представил меры, предпринятые Казахстаном для улучшения систем административного и уголовного правосудия, включая увеличение числа квалифицированных юристов и совершенствование цифровых услуг для населения.
Кроме того, был затронут критический вопрос смертной казни. Казахстан сделал первый шаг к ее отмене, объявив в январе 2021 года о ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Защита прав человека всегда была приоритетом для ЕС, и демократизация Казахстана сближает его с Европейским союзом. За последние два года Казахстан все больше становится привилегированным партнером ЕС. С 21 по 25 августа 2023 года делегация Комитета ЕС по иностранным делам посетила Казахстан и Кыргызстан, что свидетельствует о растущем интересе ЕС к региону.
Экономический обмен между Казахстаном и ЕС значительно улучшается. Особое внимание уделяется энергетическим связям: ЕС является основным импортером казахстанской нефти, получая 70% от общего объема экспорта, что составляет 6% от общего импорта нефти ЕС. Казахстан занимает третье место среди поставщиков нефти, не входящих в ОПЕК. В 2022 году товарооборот между ЕС и Казахстаном достиг 40,2 млрд евро, что на 74% больше по сравнению с предыдущим годом. Экспорт ЕС в Казахстан вырос на 89% до 10,4 млрд евро, а импорт из Казахстана увеличился на 70%, достигнув 29,8 млрд евро. Минеральные продукты (нефть и газ) составили 88% казахстанского экспорта в ЕС на сумму 26 млрд евро в 2022 году.
Казахстан, несомненно, является важнейшим партнером в Центральной Азии с точки зрения экономической политики Германии. Ресурсы девятой по величине страны мира, ее высокий спрос на иностранные инвестиции и относительно высокая покупательная способность населения делают Казахстан одним из основных торговых партнеров ФРГ среди бывших советских республик. Прежде всего, Германия, как один из крупнейших мировых потребителей сырья, стратегически заинтересована в обеспечении доступа к природным ресурсам через двустороннее сотрудничество. В 2023 году Казахстан экспортировал в Германию 8,5 млн тонн нефти, что составило 11,7% импорта нефти Германии, по сравнению с 6,5 млн тонн до начала войны в Украине. По данным Федерального статистического управления Германии, Казахстан стал третьим по величине поставщиком нефти в Германию после Норвегии и США. По данным национального агентства Kazakh Invest, немецкие инвестиции в Казахстан выросли на 64% по сравнению с 2022 годом.
Помимо торговли, обе стороны владеют активами в энергетических отраслях друг друга. Например, национальная компания KazMunayGas владеет значительным количеством европейских активов на Балканах и в странах Восточного партнерства. ЕС и Казахстан заключили многочисленные соглашения для обеспечения своей энергетической безопасности, наиболее известным из которых является Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в энергетическом секторе, подписанный в 2006 году. Казахстан поставляет пятую часть всего потребляемого в ЕС урана, что делает его главным поставщиком ядерных материалов. Кроме того, программа EU4Energy оказывает техническую поддержку Казахстану в продвижении конкурентных энергетических рынков, возобновляемых источников энергии и оптимизации энергопользования.
Растущий глобальный интерес к возобновляемой и устойчивой энергетической модели сблизил Казахстан и ЕС. С 2022 года сотрудничество между Казахстаном и ЕС сосредоточено на инициировании действий по взаимному развитию устойчивой энергетики, например, в рамках программы «Европейский союз — Центральная Азия по водным ресурсам, окружающей среде и изменению климата» (WECOOP). Эта программа поощряет государства придерживаться европейских экологических стандартов и финансирует мониторинг и измерение выбросов парниковых газов в регионе. Кроме того, президент Токаев на климатическом саммите ООН в декабре 2020 года объявил о цели достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Страна стремится производить 30% электроэнергии из возобновляемых источников к 2030 году, с амбициозной целью 50% к 2050 году, при этом сейчас лишь 3% электроэнергии Казахстана поступает из возобновляемых источников. Согласовывая свои действия с энергетическими целями стран Центральной Азии, ЕС не только вносит вклад в глобальные усилия по борьбе с изменением климата, но и укрепляет взаимовыгодное устойчивое сотрудничество.
Подписание премьер-министром Казахстана Алиханом Смаиловым и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен Стратегического партнерства по устойчивым сырьевым цепочкам создания стоимости, батареям и возобновляемому водороду в ноябре 2022 года во время COP27 в Египте стало поворотным моментом в энергетических отношениях. В условиях текущих геополитических потрясений эта инициатива представляет собой первый шаг к улучшению европейского снабжения критически важным сырьем, необходимым для декарбонизации, а также зеленого и цифрового переходов. Среди этих материалов поликремний (полупроводники), литий и кобальт для батарей, а также постоянные магниты, используемые в ветряных турбинах.
В июне 2023 года, вслед за этим партнерством, компания «Тау-Кен Самрук» (ТКС) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписали меморандум о взаимопонимании во время Горно-металлургического конгресса в Астане в присутствии исполнительного вице-президента Европейской комиссии по вопросам «Зеленого курса». В июне 2022 года, когда было запущено Стратегическое партнерство, ЕС также представил новый проект под названием Sustainable Energy Connectivity in Central Asia (SECCA). Эта инициатива направлена на стимулирование инвестиций, энергоэффективности, экспертизы в области альтернативных источников энергии и укрепления политики перехода к системе возобновляемой энергетики.
В июне 2023 года Казахстан принял участие во втором Экономическом форуме ЕС-Центральная Азия, где были рассмотрены три приоритета, включая зеленый и цифровой переходы. Все государства признали последствия глобального потепления и необходимость амбициозных политик, таких как инвестиции в альтернативную энергетику и содействие торговле электроэнергией из устойчивых источников. Стороны также подтвердили свою поддержку Региональной инициативы Team Europe по водным ресурсам, энергетике и изменению климата, которая помогает странам Центральной Азии полностью использовать потенциал альтернативных источников энергии, таких как солнечная, ветровая и гидроэлектроэнергия.
Казахстан является ключевым партнером для крупных европейских держав, таких как Франция, Германия и Италия. Визит президента Токаева в Италию в январе 2024 года стал знаковым событием, в ходе которого он пригласил итальянские компании инвестировать в Казахстан в области критического сырья, возобновляемых источников энергии и углеводородов. В 2023 году товарооборот между двумя странами достиг около 12 миллиардов долларов, при этом почти 95% экспорта Казахстана в Италию составила сырая нефть, что делает Италию главным европейским импортером казахстанской нефти. Экономическое сотрудничество выходит за рамки простой торговли и включает инфраструктуру: KazMunayGas и итальянская компания ENI подписали соглашение о строительстве гибридной (солнечной и ветровой) электростанции в городе Жанаозен для снабжения местных объектов KMG.
Президент Касым-Жомарт Токаев совершил официальный визит во Францию 4-5 ноября 2024 года, где встретился с президентом Франции Эммануэлем Макроном и ведущими бизнес-лидерами. В быстро меняющемся геополитическом контексте этот визит — второй за два года — отражает углубление стратегического партнерства с Францией, одним из самых влиятельных членов ЕС.
Казахстан остается привлекательным партнером для Европейского союза. У ЕС есть значительная возможность укрепить свое взаимодействие и наладить более тесные связи с государствами Центральной Азии, опираясь на улучшенную региональную динамику для достижения своих стратегических целей. ЕС продолжает подчеркивать необходимость расширения сотрудничества между странами Центральной Азии ввиду их взаимозависимости и выделил 140 миллионов евро на период 2021–2024 годов для содействия региональному сотрудничеству и интеграции. Прошедший саммит демонстрирует, как будут развиваться двусторонние отношения между Европой и Центральной Азией, особенно с Казахстаном, который, как и Туркменистан, имеет выход к Каспийскому морю. ЕС стремится диверсифицировать свои источники поставок и оказать технологическую и экспертную поддержку для развития возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая, в регионе, особенно в Казахстане. Казахстан и Туркменистан рассматриваются как потенциальные партнеры для этих проектов. ЕС стремится снизить свою энергетическую зависимость от России и активизировать взаимодействие с Казахстаном и Туркменистаном в нефтегазовом секторе. С момента вторжения в Украину Казахстан увеличил экспорт нефти по маршрутам, не проходящим через Россию. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан стал ключевым каналом экспорта казахстанской нефти в Европу. Во втором квартале 2023 года экспорт нефти по этому маршруту вырос в восемнадцать раз: с 19 200 тонн в первом квартале до 347 100 тонн во втором. ЕС сохраняет сильную экономическую взаимозависимость с Казахстаном.