Loading . . .

Индия и Шри-Ланка: диалог на фоне глобальных перемен

Время по своей природе неуловимо, а в политике его течение становится еще более сложным и многозначным. Периоды, переживаемые политиками, часто находят отражение в их карьерном пути, и именно с этой точки зрения следует рассматривать сроки визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Шри-Ланку, страну, являющуюся крупнейшей демократией мира.

Визит Нарендры Моди в Шри-Ланку происходит на фоне структурных изменений в международном порядке. Эти изменения характеризуются смещением баланса сил и растущим неприятием Запада по отношению к Китаю, вызванным множеством факторов. Важно также учитывать новые тенденции, исходящие из Вашингтона после возможного переизбрания Дональда Трампа, и то, как они бросают вызов устоявшимся либеральным взглядам на Западе. Очевидно, что визит Моди приходится на критический момент мировой истории. Внутриполитические процессы, предшествующие визиту, имеют еще большее значение, поскольку они отражают переход политической власти от традиционных партий к новой силе, объединяющей различные идеологии от левых до центристских.

Отношения между Индией и Шри-Ланкой за последние десятилетия претерпели множество взлетов и падений, во многом обусловленных геополитической динамикой в Южной Азии. Несмотря на исторические цивилизационные связи, географическая близость Шри-Ланки к Индийскому субконтиненту существенно влияла на их взаимоотношения, становясь как преимуществом, так и проблемой на протяжении всей истории островного государства. До окончания гражданской войны в 2009 году основной озабоченностью Индии в отношении Шри-Ланки был этнический конфликт, особенно учитывая моральные связи Индии с дравидийским населением на юге страны. Однако эта проблема отошла на второй план, когда Шри-Ланка начала сближаться с Китаем, что вызвало тревогу в Индии. Индия чувствовала себя все более обманутой двусмысленной дипломатией бывшего президента Махинды Раджапаксы, который взаимодействовал с Китаем, одновременно дистанцируя Шри-Ланку от Индии. Хотя Готабая Раджапакса в 2020 году пытался представить внешнюю политику под лозунгом «Индия прежде всего», Шри-Ланке не хватало последовательной стратегии для укрепления внешних связей, что приводило к запутанным ситуациям и неопределенности.

Сравнение политических идеалов индийского премьера Моди и президента Шри-Ланки Ануры Кумары Диссанаяке выявляет заметные различия между двумя лидерами. Моди олицетворяет национализм Хиндутвы, сформулированный Саваркаром, чье влияние отчетливо прослеживается во взглядах индийского премьер-министра на Индию как на цивилизационное государство. Напротив, Анура Кумара Диссанаяке одержал победу на выборах, отвергнув этнонационалистическую риторику, которая служила панацеей для большинства политиков Шри-Ланки в постколониальный период. Политическая победа президента Ануры Кумары Диссанаяке символизирует новое изменение политической культуры в Шри-Ланке, свободной от этнорелигиозной риторики. Помимо этих идеологических различий, обоих лидеров объединяет неэлитарное происхождение, бросающее вызов династической политике, распространенной на субконтиненте.

Внешняя политика президента Ануры Кумары Диссанаяке, сформулированная как Udara Diplomacy, предполагает курс, основанный на национальных интересах и обеспечивающий дружественные отношения с соседями. Политическая партия президента Диссанаяке, Janatha Vimukthi Peramuna (JVP), исторически придерживалась антииндийских настроений, связанных с антагонизмом по отношению к индийско-ланкийскому соглашению 1987 года. Однако ход времени изменил антииндийское восприятие, что нашло отражение во взаимности со стороны Индии, когда господин Диссанаяке был приглашен на встречу с министром иностранных дел Индии в 2024 году, за несколько месяцев до президентских выборов.

Изменения, произошедшие со времени последнего визита премьер-министра Моди в Шри-Ланку в 2019 году, свидетельствуют о значительном усилении экономического влияния Индии, ВВП которой увеличился на 1 триллион долларов. Средний класс страны вырос с 400 до 550 миллионов человек, что превратило Индию в общество с высоким уровнем потребления. Являясь пятой по величине экономикой мира и связующим звеном между Западом и Глобальным Югом, Индия играет роль, которую невозможно игнорировать в мировых делах. Высока вероятность подписания предлагаемого соглашения об обороне между двумя странами во время этого визита, что придаст особую значимость геополитической ситуации в регионе. Укрепление оборонного сотрудничества происходит на фоне обеспокоенности Индии экспансионистским военным присутствием Китая в Индийском океане, которое Индия воспринимает как угрозу. С другой стороны, оборонное сотрудничество между Индией и Шри-Ланкой имеет сложную историю, омраченную присутствием Индийских сил по поддержанию мира в Шри-Ланке до 1990 года, что мешало последующим индийским правительствам налаживать оборонное сотрудничество с островным государством. Однако геополитическое противостояние между Нью-Дели и Пекином, похоже, изменило позицию Индии, открыв путь для оборонного сотрудничества.

Шри-Ланка остается неотъемлемой частью политики Моди «Соседство прежде всего», схожей с доктриной Гуджрала 1990-х годов — набором принципов, формировавших внешнюю политику Индии в отношении ее ближайших соседей. Следуя принципу тогдашнего министра иностранных дел Индии Индера Кумара Гуджрала, Моди укрепил свою политику «Соседство прежде всего», которая предполагает доброжелательное отношение к соседям Индии: Шри-Ланке, Бангладеш, Бутану, Непалу и Мальдивам. Это отношение проявилось, когда Индия первой оказала помощь во время экономического кризиса в Шри-Ланке в 2022 году. Не прибегая к дипломатии долговых ловушек, Индия восстановила свои позиции в Шри-Ланке, поддержав усилия Коломбо по достижению соглашения с МВФ.

Визит индийского премьер-министра Нарендры Моди создает условия для исторического сдвига, поскольку время этого визита одинаково важно для обеих стран. «Кала Чакра», или «Колесо Времени», — так звучала тема, выбранная Министерством иностранных дел Индии для недавно завершившегося диалога Raisina Dialogue в Нью-Дели, демонстрирующего позицию Индии в формирующемся мировом порядке. «Колесо времени» дает импульс для того, чтобы отбросить плохие воспоминания и создать новые партнерства. Отношения между Индией и Шри-Ланкой, со всеми сопутствующими проблемами, от геополитики до споров о рыболовстве, занимают центральное место, поскольку обе страны разделяют цивилизационную связь, которую не могут разрушить внешние силы. Таким образом, визит Моди в Шри-Ланку является своевременным, поскольку индийско-ланкийские отношения продвинулись вперед по сравнению с их ранним развитием при разных режимах.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Загрязнение в Индии: провал экополитики на фоне глобальных заявлений
Next post Пакистан на перепутье: как госаппарат может спасти страну